Почему книжные герои становятся любимыми игрушками, а некоторые игрушки – любимыми литературными героями? Вот Буратино – когда он появился на полках игрушечных магазинов? Или хорошо всем известный Чебурашка – можно ли было купить такого же тогда, когда Эдуард Успенский написал про него историю? Винни Пух, Тигра, Карлсон, Незнайка, Чиполино… – сколько игрушек и сколько героев!
А мечтают ли игрушки, чтобы про них сочинили сказки? Хотят ли книжные герои стать любимыми игрушками? Это – загадка, над которой бьются лучшие умы человечества, писатели, поэты. И, пока она не решена, — мы предлагаем вам интересные книги про игрушки, которые так любят дети.
Дуся боялась идти в детский сад: вдруг там с нею что-нибудь случится, а защитить ее некому?! Тогда мама сшила ей новую игрушку – мягкого розового поросенка Бобика в зеленых штанишках, которого для храбрости Дуся взяла с собой. В садике было много событий: знакомство с малышами, прогулка, вкусный обед и сказка про фиолетового дракона. Поросенок тоже не скучал: его посадили в чайник, где он познакомился с паном Апельсинчиком, маленькой Принцессой и Воробьем, который угостил его малиновым соком. Захочет ли Дуся завтра снова пойти в детский сад?
Гулливер не меняет свой рост, но становится для читателя то лилипутом, то великаном. Алиса то растет, то уменьшается, пользуясь волшебными предметами.
Виллемина – героиня этого рассказа, тоже чувствует себя то очень маленькой, то просто огромной. Как это происходит с ней? И какая же на самом деле Виллемина? Автор хочет дать понять читателю, что мерилом роста человека являются его собственные поступки.
Девятилетний Нед нашел в кладовке бабушкиного дома коробку с восковой куклой времен королевы Виктории. Леди Дейзи Чейн – так звали куклу – проспала в коробке 89 лет. Она оказалась говорящей и рассказала Неду о своей прежней хозяйке – девочке Виктории. Кукла с удивлением знакомилась с предметами и бытом нового для нее века. Нед узнал от нее много интересного о викторианской эпохе. Кукла стала самым ценным экспонатом на выставке в школе Неда, он не дал ее в обиду грубому однокласснику, не продал антиквару, предлагавшему немалые деньги. У куклы был один секрет – ее слова могли слышать только дети.
Роботы здесь живут совсем как люди — строят дома, встречаются в кафе, пьют лимонад, ходят друг к другу в гости. В городе множество интересных районов: здесь есть жилые кварталы, порт, фабрика лимонада, магазин «Свалка» и даже робо-спа. А в заброшенном районе где-то скрыто логово злодея, укравшего бесценную коллекцию гаек. Маленький обитатель города, Робик, отправляется на встречу к своему приятелю Тобику. Чтобы помочь Робику добраться к своему другу и пройти через густонаселённый город, нужно потрудиться. Например, отыскать разбросанные бутылки, собрать развалившегося старенького робота и решить другие проблемы местных жителей.
Подзаголовок книги — «Цикл сказок для тех, кому трудно делиться» —обозначает детскую целевую аудиторию. Самые разнообразные герои в сказочных и вполне реальных обстоятельствах стремятся заполучить то внимание окружающих, то все сладости или драгоценности мира, то игрушки или общество лучших на свете людей. Отдадим должное фантазии и изобретательности автора — сказки не только оригинальны и по-настоящему увлекательны, но и показывают распространённый детский недостаток не в лоб, а мягко, образно и с необычных точек зрения.
Текст предварён введением «Что такое сказкотерапия», написанным семейным психотерапевтом, и подсказкой от автора «Как правильно читать цикл сказок».
Среди множества игрушек бывает единственная и любимая настолько, что её пропажа становится первой большой трагедией в жизни малыша. И тогда появляется новая история о «потеряшках» — самая настоящая история первой любви. Съемка фильма, фабрика, музей, приют для бродячих собак — жизнь плюшевого одноухого медвежонка не назовёшь тихой и спокойной. Но, преодолев все препятствия, Шимми и его хозяйка Аня вновь встречаются. И эта встреча происходит потому, что мир вокруг героев добрый и люди в нём всегда готовы прийти на помощь. Это обычные люди, но они не отмахиваются от детской проблемы, как от какого-то пустяка, а понимают её просто-таки космическую глобальность и важность.
Среди игрушек ходит легенда о Доме потерянных игрушек. Туда попадают любимые, но потерянные куклы, солдатики, кубики…. И все игрушки ужасно боятся оказаться в таком доме. Из дома для «потеряшек» можно выбраться через дверцу, открывающуюся только 31 декабря.
Разговоры о прошлом – отличный способ объединять поколения, и отрадно, что они снова в моде. Книгу Ирины Лукьяновой надо читать с родителями или с бабушками и дедушками, а еще лучше – всей семьей. Несмотря на небольшой объем, книга с энциклопедической методичностью охватывает практически все области игрушечного мира – от кукол, пупсов и солдатиков до настольных и электронных игр. Рассказ начинается с древних игрушек разных народов, но основное внимание сконцентрировано на советском времени – недаром книга называется «История наших игрушек». Поэтому не удивительно, если семейное чтение будет прерываться ностальгическими бабушкиными вздохами: «Ах, у меня была такая же кукла!» Будет еще интереснее, если у взрослых сохранились старые игрушки, которые можно показать детям, но если нет, то можно ведь о них просто рассказать.
Рисунки Алины Рубан к «Истории игрушек» отмечены дипломом конкурса «Образ книги».
Оказывается, любимые игрушки маленьких мальчиков — машинки и паровозики — тоже ходят в детский сад! В особенный детский сад, где воспитателем служит строгий бульдозер, а на завтрак дают гречку с гаечками. Экскаватор Клюша сразу подружился с паровозиком Шпунчиком. Они играли в догонялки, прыгали через кубики вместе с тракторёнком и самолетиком, разгребали снег на площадке с нянем Керосином Бензиновичем, слушали сказку про репку и организовали целый поезд из машинок, прицепившись к паровозику Шпунчику. Не обошлось и без неприятностей. Новенький самосвал Поршик очень важничал и задирался, ни с кем не желал играть. Когда же строгий нянь его поставил в гараж, Поршик очень скоро заскучал, и его, конечно, приняли обратно в игру. Ведь всем известно — без друзей бывает очень плохо.
Если вы хотите поговорить с вашим малышом о дружбе, верности и доверии, то среди множества прочих книг не пропустите историю о забытом барашке, которую рассказала и нарисовала Макико Тоёфуку. Это очень простая история, похожая на многие другие, история о забытой игрушке.
Сказка Марджери Уильямс написана в 1922 году и считается классикой детской литературы. Трогательная история об игрушечном зайце, который постепенно оживает благодаря любви ребенка, перекликается отчасти со сказками Г.-Х. Андерсена, отчасти с «Маленьким принцем» А. де Сент-Экзюпери. Она рассказывает о том, что обретение невозможно без потерь, а привязанность – без расставаний, что жизнь – бесконечная цепочка перемен, а быть настоящим совсем не просто. Каждый находит в книге что-то свое, хотя ее главный герой – всего лишь игрушечный заяц, сшитый из простой материи. На него смотрят свысока дорогие механические игрушки, а лесные зайцы смеются над его короткими задними ногами. Но мальчик любит его и не ложится без него спать, хотя заяц уже давно потерся и обтрепался. И все же однажды между ними встает болезнь…
Критики отмечают многоплановость книги – в то время как дети будут удовлетворены финальным появлением феи и превращением игрушечного зайца в живого, взрослые могут не поверить в счастливый конец и поразмышлять о тяжелых превратностях судьбы.
Когда мы садимся в поезд, мы знаем, что через какое-то время окажемся на станции нужного нам города. Как бы далеко ни находился этот город, мы уверены, что попадем туда в текущем году, если, конечно, выехали не в конце декабря. Одиннадцатилетний Оскар поехал к отцу в Калифорнию в 1931 году и оказался на месте через два дня, но уже в 1941 году. И был ему на тот момент уже двадцать один год. Мальчишка увлекался макетами железных дорог, они вместе с отцом прокладывали туннели, строили мосты. Но никому и в голову бы не пришло проехать на поезде игрушечной железной дороги по игрушечному билету, а Оскару это удалось. Детектив, история, теория вероятности, поэзия Киплинга – приключения Оскара проносятся перед читателем, как вагоны скорого поезда.
Малыши-Кораблики, карапузы-Самолётики и малютки-Машинки появляются на свет на необыкновенном заводе, а потом совершают большое путешествие сначала на Корабле, а потом на красном Самолёте в специальный детский садик. Там они растут, отдыхают, играют и учатся плавать, летать и ездить, чтобы уметь все это делать хорошо. Однажды в садике не досчитались одного Кораблика, и если бы не Лётчик, взявшийся найти и воспитать беглеца по индивидуальной программе, неизвестно, как сложилась бы судьба малыша…
Екатерина Филиппова известна как художник, сценарист и режиссер анимационного кино.