Найти тему
Где мои дети

Детки в интернет-сетке: у школьников, «зависающих» в гаджетах, больше друзей. Так ли это?

Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»
Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»

Недавно учёные американского Университета Колорадо опубликовали новое исследование о влиянии гаджетов на коммуникативные способности школьников. По мнению психологов, дети, проводящие много времени перед экранами гаджетов, общительнее и имеют больше друзей. В исследовании участвовали более 11 тысяч детей 9-10 лет. Они ответили на вопросы психологов о времени, проведённом с устройствами, а родители опрашиваемых рассказали психологам о поведении и успеваемости детей во время эксперимента. Не будем спорить с выводами учёных, статистика – довольно объективная вещь. Но давайте порассуждаем, действительно ли гаджеты могут способствовать развитию навыков общения у ребенка?

Наличие большего количества друзей учёные США связывают с тем, что школьники много общаются в интернете. Однако, спорный вопрос, является ли это общение по-настоящему дружеским… Говорить в интернете можно всё, что угодно, но мы практически никогда не смотрим в глаза собеседника через интернет, видим смайлы и скобки вместо настоящих эмоций. Взрослые могут более или менее критически относиться ко всему написанному в сети, дети же принимают всё сказанное в интернете и соцсетях за чистую монету, потому, что не говорят с собеседником лицом к лицу и не считывают истинных реакций. Однако, поведение собеседника по ту сторону экрана может быть весьма обманчивым…

Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»
Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»

Причём учёные выяснили, что в соцсетях «сидят» в основном девочки, мальчики же предпочитают «общаться» через видеоигры. Можно предположить, что в игре ребята больше сплачиваются и могут впоследствии обсудить детали произошедшего на экране. Например, как они добились такой невероятной победы или, наоборот, как могли неожиданно проиграть. Во все времена такие обсуждения происходили не только в онлайн, но и оффлайн формате, когда ребята виделись в школе, в секции или во дворе.

Кроме того, по данным американского исследования, девочки чаще мальчиков оказываются склонны к депрессивным расстройствам. И, как мы помним, девочки больше времени проводят в соцсетях, нежели в видеоиграх. Кажется, примерно то же происходит и со взрослыми «девочками», которые часто смотрят «Инстаграм» и пытаются соответствовать идеалам, транслируемым блогерами. А дети даже больше взрослых могут испытывать чувство неполноценности, когда их реальность оказывается непохожа на картинки в соцсетях. Отсюда низкая самооценка, которую также подпитывают нелестные или грубые комментарии сверстников.

Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»
Фотограф Лиза Сибиренко © «Где мои дети»

Однако, исследователи считают, что экранное время не всегда связано с отдельными психологическими проблемами. Ребёнок наоборот может проводить с телефоном или планшетом больше времени из-за наличия у него определенных психологических проблем. Которые, кстати говоря, тоже часто возникают из-за критики со стороны сверстников. Хотя и родители могут сыграть в этом роль: уделять ребёнку слишком мало времени, недостаточно общаться или часто ругаться между собой. В целом же, по мнению учёных, дети, которые больше времени проводят с гаджетами, практически ничем не отличаются от других детей: только немногие из них страдают расстройствами внимания, нарушением сна или имеют низкую успеваемость в школе.

Тем не менее, в России всё же принято считать, что гаждеты скорее негативно влияют на развитие ребёнка, чем наоборот. И всё чаще в образовательных учреждениях проводят акции вроде «Digital-детокс», когда дети и родители на время отказываются от использования телефонов, планшетов и компьютеров, проводя больше времени друг с другом: играют в настольные игры, устраивают пикники, читают или иначе используют совместное время вне гаджетов.

А как вы считаете, гаджеты идут на пользу общению и дружбе или наоборот?

#гаджеты и дети #материнство #детство без интернета #друзья детства #современные технологии