Найти тему

ДЕДЫ. ОСЕННЯЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ

Благоприятные даты в 2021 году – с 31 октября по 4 ноября.

"Установленныя православною Церковью для поминовенія усопшихъ семь вселенскихъ панихид, а Россійскою Церковью Дмитріевская суббота въ Октябрѣ, безъ сомнѣнія, имѣли цѣлію и замѣщеніе древнихъ языческихъ обрядовъ" (Снегирев И. М., 1) Куликовская битва состоялась в начале сентября 1380 года. Но Дмитрий Донской не случайно приурочил дату поминовения воинов на конец октября [26 октября/8 ноября]. Массовые обряды проводов душ предков в мир Нави происходили на Руси именно в период октября (и ноября в современном стиле) (2, с.131). С 1592 года православными отмечается Пoкρoʙϲкая родительская суббота, приуроченная к празднику Покрова (праздник 1 октября по ст. стилю, по новому – 14 октября). Эта суббота не является официальной и не имеет четкой фиксированной даты. В 2021 году – 9 октября.

Каких-либо конкретных дат осеннего чествования Предков, возвращающихся в Ирий, нет. Если проследить этот разброс "поминальных" дат, то бросается в глаза определенный период, на который они были наложены: после сентябрьско-октябрьского полнолуния от равноденствия. А точнее, - последняя четверть и наступающее новолуние. Рассмотрим. В период двоеверия их приурочили к церковным праздникам. Задолго до этого ритуалы проводились в свя́зи с природными явлениями. Если у южных славян ещё багровеет листва на деревьях, на севере Руси может выпасть первый снег. Среди ориентиров "ухода" - стаи перелетных птиц, последняя опадающая листва, увядающая трава и другие. Но основным элементом определения сакрального времени в верованиях предков стала Луна. С фазами рождения, наполнения и умирания были связаны все хозяйственно-бытовые заботы – от постройки дома до организации свадеб.

Дольше всех дату осеннего поминовения сохранили чуваши, имевшие сходство представлений о Богах и духах с русскими. Как и в целом в древней Руси, их год был из 13-ти лунных месяцев. Тот месяц, в который поминают ушедших предков, у чувашей называется Юпа. "Обряды проводятся здесь <…> осенью — на кěр сăри (на исходе лунного месяца в конце октября)" (3, с.49). Марийские народы также проводят осенние поминальные обряды в октябре-ноябре, и также в новолуние — Шыже кусо (праздник осеннего жертвоприношения). 2 ноября — Задушки или день поминовения усопших у католиков. Разнятся и расчеты даты Самайна. Некоторые считают его через 21 день после первого полнолуния от осеннего равноденствия, то есть последняя четверть Луны. Другие расчеты связаны с природными явлениями: в первое полнолуние после выпадения снега после дня осеннего равноденствия.

-2


Ритуалы, связанные с проводами Предков, содержат благодарение их за содействие в трудах весенне-летнего и осеннего сезонов, а также в умилостивании хтонических Богов, принимающих тех, кто возвращался в Навь: "Литовцы въ язычествѣ своемъ… особливо въ Октябрѣ, выходили на общественныя кладбища, и тамъ, принося въ жертву подземнымъ богамъ сыченый медъ, молоко и пиво, оканчивали тризну свою такими же пиршествами, какія бываютъ во время похоронъ. Сіи поминки въ Литвѣ, совершаемыя почти въ одно время съ осеннею Родительскою у Великороссіанъ, назывались Хавтурей, Дѣдины, или Осенины, большія Осенины, у Латышей Deewa deenos" (Снегирев И.М.). Заметим: литовцы этот день посвящают Велоне — богине вечности, в надежде на грядущую жизнь. Обряды в её честь отправляются и при похоронах, и на поминках усопших.

С этого дня посещение кладбищ, вплоть до весны, — явление редкое. Покой Предков никогда не тревожат понапрасну, границы погостов не пересекаются, за исключением погребений. Дважды в течение зимы — на Зимние Святки и на Масленицу они сами ненадолго придут в мир живых, но только с тем, чтобы дать напутствия и пожелания на наступающий год.

1. Снегирев И. М. Русскiе простонародные праздники и суевѣрные обряды. Вып. I. — М., Университетская типографiя, 1837
2. Забылин М. М. Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия. — М., Институт русской цивилизации, 2014
3. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья: монография / Е.А.Ягафова, Е.С.Данилко, Г.А.Корнишина, Т.Л.Молотова, Р.Р.Садиков; под ред. д-ра ист. наук Е.А.Ягафовой. — Самара: Изд-во ПГСГА, 2010
4. Снегирев И. М. Русскiе простонародные праздники и суевѣрные обряды. Вып. IV. — М., Университетская типографiя, 1839
В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников: ©Виктор Крескин "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
#деды #праздник #язычество #родноверие #родительская #поминки #культпредков