Знаменитое сочинение Платона "Государство" изучено вдоль и поперек в течение более чем двух тысячелетий. Удивительно, но каждое поколение находит в этом труде что-то важное для себя. Впрочем, почему удивительно, ведь Платон был великим философом, да и писал отлично, если рассматривать его тексты чисто литературно.
В этой статье я хочу остановиться на образе идеального государства, нарисованного Платоном, то есть таком устройстве общества, которое он видел в своих мечтах и выразил в "Государстве".
И, надо сказать, эти мечты, даже с учетом того, что они возникли у человека, жившего в V-IV веках до н.э., в своих подробностях выглядят как воплощение кошмара. Они также дают представление о личности самого Платона — человека с мировоззрением рабовладельца, аристократа, прагматика, рационального мыслителя. Он, конечно, был великим философом, но с позиций нынешнего времени его социальные взгляды кажутся абсолютно тоталитарными, чуть ли не фашистскими. Не хотела бы я жить в том идеальном государстве, который он нарисовал в своем воображении!
Впрочем, кому-то подобная #утопия может казаться и привлекательной (например, любому диктатору). Ведь в государстве Платона царит идеальный порядок и действует абсолютный контроль над всем и вся.
Главный принцип идеального государства, по Платону — справедливость. Звучит прекрасно. Но что вкладывал в это понятие греческий философ? Платон исходил из того, что идеальное общество должно быть гармоничным, и справедливость — это тот принцип, который обеспечивает эту гармонию благодаря четкому распределению обязанностей всех членов общества. У всех людей — разные задатки и свойства, поскольку у каждого душа имеет ту или иную главную характеристику.
Так вот, человек должен заниматься тем, к чему склоняет главная черта его души.
Те, у кого душа разумная (золото) — философы. Самые умные, короче. Они-то и должны править государством. У кого душа чувственная (серебро) — те воины, а у кого вожделеющая (медь и железо) — крестьяне и ремесленники. Нравственные качества тоже отличаются у представителей разных сословий. Разумеется, у философов они наилучшие. Как видим, Платон выражает снобистскую точку зрения, хотя и смягчает ее уточнением, что человек с золотой душой может родиться в любом сословии, и важно это сразу заметить, чтобы воспитать из такого человека представителя элиты.
Таким образом, справедливость состоит в том, чтобы сословия не перемешивались, и каждый занимался тем, что предназначено его душой.
С пеленок дети попадают в государстве Платона в жесткие условия воспитания тех навыков, которые должны быть им присущи, и нужного им образования (для каждого сословия — своего). В этом смысле философ показал себя приверженцем жесткого авторитаризма. Сословия не должны друг с другом общаться и смешиваться. Все живут отдельно, группами. Семей, как таковых, нет. Любая женщина принадлежит любому мужчине (своего сословия, естественно), все дети общие.
Женщин и рабов #Платон за людей вообще не считал. Женщины нужны для продолжения рода, и все. Младенцев отдают правителям, а те решают, годен ребенок для дальнейшей жизни или нет. Если он болен или увечен — в утиль. Здоровых — кормилицам. Матери своих детей не знают.
Ужасно и отношение Платона к искусству. Он, правда, говорит, что все поголовно должны регулярно петь и плясать, но искусство как сфера жизни в его идеальном обществе фактически запрещено, потому что может вызывать ненужное волнение в душе и нежелательные мысли.
В целом, идеальное государство Платона заставляет лично меня содрогнуться.
#философия #история #древняя_греция #общество
Читайте еще на моем канале:
Слышали термин "аккультурация"? Что же это такое.
Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"