1,9K подписчиков

10 ДРЕВНИХ ИСКУССТВ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ УНИКАЛЬНОСТЬЮ И НЕПОВТОРИМОСТЬЮ

127 прочитали

Искусство было важной частью человеческого общества на протяжении веков и цивилизаций. Оно использовалось для общения, выражения и сохранения истории, а также для укрепления общих связей в обществе. Оно также проникало в царство Бога и сверхъестественного в древние времена так же глубоко, как и сегодня. Все это порой приводило к созданию интригующих произведений искусства. Вот список 10 таких древних произведений искусства, которые уникальны и интересны.

1. Кантарос в виде двух голов

Чернофигурное искусство - это общая тема многих древнегреческих сосудов, на которых африканцы изображены в виде рабов, представляющих слуг, которые их обслуживают. Но соединение белой и черной женских голов в этом кантаросе (питьевом кубке) необычно.

Изображение: Bibi Saint Pol via Wikimedia, Worldhistory
Изображение: Bibi Saint Pol via Wikimedia, Worldhistory

Кантарос - это древнегреческие кубки, которые использовались для хранения вина. Помимо использования в качестве банкетного кубка, они, возможно, использовались в ритуалах, символизирующих возрождение или воскрешение.

На этих сосудах часто изображали черное искусство, в том числе в Музее изящных искусств в Бостоне под названием "Кубок для питья с высокими ручками (кантарос) в виде двух голов".

Кубок сделан в виде голов двух женщин, одной африканской, а другой белой. Такое соединение головы черной и белой женщины, когда в других произведениях искусства той эпохи африканцы изображены в виде рабов, делает такие формы кубков уникальными и интригующими.

На каждой стороне кубка идет надпись: "Мальчик красив". (Источник)

2. Венера Виллендорфская

Венера Виллендорфская высотой всего 11,43 см представляет собой миниатюрную фигурку с подчеркнутыми сексуальными частями тела, которые ассоциируются с деторождением и плодородием. Это вызвало предположения о том, что скульптура верхнего палеолита использовалась в качестве фетиша плодородия.

Изображение: Музей естественной истории Вены/Medium.com
Изображение: Музей естественной истории Вены/Medium.com

Эта женская фигурка высотой всего 11,43 сантиметров была обнаружена в Виллендорфе, Австрия, в 1908 году. Она вырезана из оолитического известняка и датируется 28 000-25 000 лет до нашей эры.

Как и у других статуэток Венеры, найденных примерно в ту эпоху, ее половые органы подчеркнуты, что дает основания предполагать, что фигурка использовалась в качестве раннего фетиша плодородия. Ее миниатюрный рост позволял владельцу носить ее с собой в повседневных путешествиях в поисках пищи.

Другими поразительными характеристиками являются отсутствующие ступни Венеры, грубые руки и отсутствие каких-либо черт лица. (1, 2, 3)

3. Ночное веселье

В 900-х гг. н.э. Гу Хунчжун изобразил ночное веселье министра в виде повествовательной картины с пятью отдельными сценами и представил ее китайскому императору Ли Юю. Министр Хань Сизай рассматривался на важную должность, поэтому Ли Юй попросил Гу Хунчжуна шпионить за ним.

В "Ночных гуляниях Хань Сизая" ярко изображена ночная вечеринка, устроенная Сизаем, министром императора Ли Юя.

Император попросил Гу Хунчжуна шпионить за Хань Сизаем, который должен был занять важный пост. Хунчжун раскрыл императору свою находку через эту картину.

В первой сцене хозяин сидит с ученым Ланг Чангом и слушает лютню пипа.

Во второй сцене Хань Сизай играет на барабане, а Ван Ушань танцует под удары.

В следующей сцене он отдыхает в окружении четырех спутниц.

В следующей сцене он, одетый в расстегнутые халаты, наслаждается игрой на флейте, на которой играют четыре женщины.

В последней сцене Хань Сизай прощается со своим гостем.

Художник Гу Хунчжун блестяще изобразил несчастное душевное состояние Хана в старости. Он изобразил его отстраненность и тоску на вечеринке. (1, 2)

4. Храм Айраватесвары - скульптура

Один из старейших примеров оптической иллюзии в искусстве, эта древняя скульптура изображает быка и слона с общей головой. Изготовленный более 850 лет назад, этот барельеф находится в храме Айраватесвара в Индии.

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Храм Айраватесвара в Индии - один из трех сохранившихся храмов, построенных во времена династии Чола в Индии. Особенностью этого храма является барельеф, который считается одной из старейших в мире оптических иллюзий.

 Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Скульптура изображает двух животных, головы которых наложены друг на друга. Если вы сосредоточитесь на животном справа, появится слон. А если сфокусироваться на левом, то появится бык.

Некоторые историки считают, что этот мотив символизирует единство индуистских божеств, в то время как другие воспринимают его как изображение полумужской, полуженской формы Бога Шивы. (1, 2)

5. Почему родилась порабощенной!

Жан-Батист Карпо вырезал порабощенную женщину африканского происхождения в кандалах, напрягающуюся против связывающих ее веревок с вызывающим и возвышающим взглядом. Мраморный бюст с надписью "Зачем родилась порабощенной!" подчеркивает тяжесть морального долга рабства.

Изображение: metmuseum
Изображение: metmuseum

После отмены рабства во Франции в 1848 году французский скульптор Жан-Батист Карпо исследовал тему рабства в своем творчестве. Он смоделировал оригинальную скульптуру в 1868 году, готовясь к созданию Фонтана Обсерватории в Париже. Позже, в 1873 году, была изваяна мраморная версия.

Бюст в натуральную величину изображает агонию рабства и угнетения - порабощенная женщина с вызывающим выражением лица, пытающаяся освободиться от связывающих ее веревок.

Архивная заметка позволяет предположить, что женщина, работавшая моделью для Карпо, была чернокожей и родилась в рабстве.

Надпись на скульптуре Why Born Enslaved! мрачно протестует и ставит под сомнение моральную обоснованность рабства. (1, 2)

6. Календарь ацтеков

Календарь ацтеков (создан примерно между 1502 и 1528 гг. н.э.) является самым известным произведением мексиканской скульптуры, где высечены мотивы, представляющие время и космологию в понимании ацтеков. Камень использовался элитой ацтеков как инструмент контроля над населением.

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Империей ацтеков правили мексиканцы, жившие в долине Мексики. Во время правления Моктесумы II они построили из базальта монолитную скульптуру государственного значения и назвали ее Орлиная чаша Куаухсикалли.

Мотивы, высеченные на поверхности камня, занимали центральное место в космической теории ацтеков и были связаны с войной, кровопролитием и отношениями между человеком и сверхъестественным.

Считается, что фигура в центре - это солнечное божество Тонатиух. Он представляет текущую эпоху, а четыре квадрата, окружающие божество, представляют четыре предыдущие эпохи или солнца.

Этот каменный памятник не был действующим календарем. Вместо этого календарные глифы использовались для установления взаимосвязи между временем и космическим конфликтом. Эта священная связь использовалась для оправдания военных действий и поддержания контроля над населением.

Орлиная чаша ацтеков Cuauhxicalli сегодня известна как календарь ацтеков или солнечный камень. (1, 2)

7. Человек-лев

Человек-лев - это статуэтка льва с головой льва возрастом 40 000 лет и самая древняя из известных скульптур животных. По оценкам специалистов, на изготовление фигурки высотой 31 см ушло более 400 часов, и, скорее всего, она использовалась как часть какого-то ритуала.

Человек-лев с трех ракурсов. Пещера Штадель, Баден-Вюртемберг, Германия, возраст 40 000 лет. Источник изображения: Музей Ульмера via blog.britishmuseum
Человек-лев с трех ракурсов. Пещера Штадель, Баден-Вюртемберг, Германия, возраст 40 000 лет. Источник изображения: Музей Ульмера via blog.britishmuseum

В августе 1939 года геолог Отто Фёльцинг обнаружил фрагменты статуэтки мамонта из слоновой кости во время раскопок пещеры Хохленштайн-Штадель в Германии. Тридцать лет спустя археолог Иоахим Хан собрал эти фрагменты и обнаружил статуэтку с чертами человека и животного.

Изображение: Thibodaux Parg via Wikipedia
Изображение: Thibodaux Parg via Wikipedia

С годами были найдены и добавлены новые фрагменты, в результате чего окончательный вариант получился высотой 31сантиметр.

Скульптура известна под названием "Человек-лев". У нее голова пещерного льва с телом, частично напоминающим кошачье, а частично человеческое. Это делает ее самой древней известной фигуркой сверхъестественного существа, не существующего в физической форме, вырезанной около 40 000 лет назад.

С инструментами ледникового периода, доступными в то время, на создание Человека-льва ушло бы более 400 часов. Это позволяет предположить, что он имел большее значение для общины, чем просто произведение искусства. Кроме того, износ на теле указывает на то, что его терли и передавали по кругу, вероятно, для какого-то ритуала. (1, 2)

8. Крылатая Виктория из Самофракии

Крылатая Виктория из Самофракии, почитаемая как шедевр эллинистического искусства, представляет собой мраморную скульптуру греческой богини Нике, выполненную в 200 году до нашей эры. Струящиеся драпировки наполняют жизнью статую высотой 244,14 сантиметров, создавая ощущение действия, как будто богиня спускается сверху.

Изображение: muratart/Shutterstock
Изображение: muratart/Shutterstock

Крылатая Виктория из Самофракии - одна из тех редких скульптур эллинистического периода, которые сохранились в оригинале. Это статуя греческой богини победы Нике высотой 244,14 см, выполненная из парийского и тасийского мрамора.

Она была обнаружена в 1863 году, и с тех пор о причине ее создания ведутся споры. Была ли она воздвигнута в качестве подношения богам или в честь морской победы, до сих пор не установлено.

В настоящее время скульптура находится на вершине величественной лестницы Дару в музее Лувра и является одной из самых известных античных скульптур в мире.

Ее струящаяся драпировка, выполненная с большим мастерством и детализацией, делает ее визуально ошеломляющей. Это придает богине ощущение действия, как будто она парит в воздухе, спустившись на нос корабля. (1, 2)

9. Скрытый портрет Марии, королевы Шотландии

В 2017 году призрачный портрет Марии, королевы Шотландии, был обнаружен скрытым под портретом тюдоровского аристократа с помощью рентгеновской фотографии. Предполагается, что художник Адриан Вансон должен был чувствовать себя в опасности, рисуя королеву в условиях политической суматохи, последовавшей за ее казнью в 1587 году.

Рентгеновский снимок портрета женщины, которую считают Марией, королевой Шотландии. Image credits: Национальные галереи Шотландии с сайта The Guardian.com
Рентгеновский снимок портрета женщины, которую считают Марией, королевой Шотландии. Image credits: Национальные галереи Шотландии с сайта The Guardian.com

Кэролайн Рэй, консерватор из Института искусств Курто, рассматривал работы голландского портретиста Адриана Вансона с помощью рентгена. Именно тогда он обнаружил изображение Марии, королевы Шотландии, спрятанное под портретом дворянина Джона Мейтланда.

Хотя портрет Мейтланда является важной и ценной картиной, обстоятельства, тем не менее, ставят вопрос о том, что заставило художника спрятать незаконченный портрет королевы под портретом дворянина?

Наиболее вероятное объяснение - политические неурядицы, окружавшие Марию. Ее католическое происхождение представляло угрозу для протестантской королевской семьи Англии. Как следствие, в 1587 году она была казнена.

Это было не лучшее время, чтобы рисовать казненную королеву. Вансон, должно быть, почувствовал угрозу и поспешил закрыть портрет портретом Джона Мейтленда, датированным всего двумя годами позже казни. (1, 2)

10. Расписанная фресками стена из дома Ливии

Четыре стены столовой императрицы Ливии Друзиллы (58 г. до н. э. - 29 г. н. э.) расписаны великолепными фресками, на которых изображены плодоносящие и отдыхающие птицы на ветвях пальм и гранатов. Росписи настолько подробны, что ученые смогли идентифицировать многие из изображенных видов. Стены были украшены воображаемым садом, поскольку комната была частично под землей (чтобы обеспечить облегчение в палящее лето) и не имела окна в сад наверху.

Изображение: Павел Кириченко/Shutterstock
Изображение: Павел Кириченко/Shutterstock

30 апреля 1863 года раскопки на месте дома Ливии Друзиллы, жены императора Августа, привели к потрясающему открытию - столовой, стены которой были покрыты фресками с изображениями экзотической флоры и фауны.

В комнате, частично находящейся под землей, не было окон, поэтому воображаемый сад был расписан по всем стенам. Детали на расписанных стенах настолько глубоки, что ученые смогли идентифицировать большое количество изображенных видов.

Среди идентифицированных видов растительности - финиковые пальмы, олеандр, английский дуб и итальянские кипарисы.

В саду можно увидеть голубей, куропаток и златниц, которые едят фрукты и отдыхают на них.

Первоначально комната была раскопана в Прима Порта, но потолок обрушился, поэтому фрески были сняты и перенесены в Палаццо Массимо в Риме. (1, 2)

Понравилась статья -ставьте лайк и подрисывайтесь на канал, впереди еще много удивительного!