В понедельник я снова пришла на занятие в Театр Рассказа. Наташа (педагог-психолог Наталья Олейникова) учила извлекать логику из диалогов, которые строятся на эмоциях.
Для чего это нужно? Чтобы уметь отличать зерна от плевел, версии от фактов. К примеру, что вам видится в реплике - "Ну как ты мог? Я думала, что ты... А ты оказался!".
На первый взгляд, это обычные разборки между двумя когда-то любящими друг друга людьми. Но это утверждение будет не фактом, а всего лишь предположением. То есть - версией. А факт тут в том, что кто-то кого-то разочаровал. И что эта реплика принадлежит женщине, а ее собеседник - мужчина. В чем разочаровал, как давно разочаровал, что это вообще были за отношения - ответами на все эти вопросы будут всего лишь версии. А вот обстоятельства, которые их породили, точнее - факты, можно только выдумать, потому что пробиться сквозь эмоции, в которых нет конкретики - очень тяжело. Но именно эмоции зачастую рулят нашим поведением и разрушают отношения - в семье и обществе.
"Словом можно убить". Эта фраза из стихотворения Вадима Шефнера доказана практикой. Слово - реально страшное оружие в руках того, кто умеет им пользоваться. Особенно - манипулятора.
Признайтесь честно, как часто вы используете его - манипулятивное слово, чтобы добиться желаемого? Помню, как однажды на югах, было мне лет 18, познакомилась с симпатичным местным парнем, который слегка хромал. Увидев мой вопросительный взгляд (хотя я тщательно пыталась его замаскировать), рассказал, что было ему 13 лет, впервые влюблен, а девчонка капризная попалась. И однажды при всех приказала - любишь? Докажи! Прыгни с обрыва! Прям как Катерина из "Грозы". Он и сиганул! Хорошо, что плавал как мастер спорта, но все равно ударился коленом обо что-то твердое в воде. Была операция. Но в памяти отложилось - на провокации вестись нельзя.
Наташа учит нас этому же. Вслушиваться и вдумываться не столько в слова, сколько представлять себе обстоятельства их породившие. Может, это просто шутка была, а человек жизнью пойдет рисковать. Зачем?
При помощи диалогов, которые, на первый взгляд не несут особой смысловой нагрузки, можно восстановить причинно-следственную связь событий. Когда мы обижаемся на кого-то, мы используем слова-маркеры. От шутливых до уничижительных. Но даже шутливое слово в определенных обстоятельствах может ударить по самолюбию. К примеру, жена называет мужа наедине "козленком", и он не обижается. Но стоит ей назвать его так прилюдно, последствий не избежать.
В чем, в этом случае, вам помогут занятия в театре, который для себя выбрала я? В том, что посредством постоянного общения, проговаривания того, что накопилось внутри, через персонажей классических произведений, предполагаемые обстоятельства которых ты принимаешь, ты можешь не просто прикоснуться к искусству и стать его частью, но и решить собственные проблемы. Не зря же в руководстве театра - два дипломированных психолога с огромным стажем!
Короче, я пришла домой, выписала реплики, которые разбирали на занятии, на отдельный листок и поняла, что могу придумать добрую сотню миров, в которых могли бы оказаться участники того диалога.
И в одном из этих миров, однозначно, будет спасение. От того, что мучает. От всего.