Найти в Дзене
Фото с колёс

Путешествие в Тихвин. Тихвинский шлюз. Занимательные факты из истории

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Впервые посетив Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, решили сначала обойти снаружи по периметру. Первое, что открылось взору - харизматичные деревянные сооружения и мост через реку Тихвинку. Испытывая пристрастие к деревянному зодчеству, мы, не сговариваясь, кинулись в разные стороны, на бегу расчехляя технику.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Тихвинскую водную систему задумал ещё Пётр 1 и периодически до конца жизни не оставлял эту идею. Железные дороги в те времена отсутствовали, главными путями снабжения и торговли между городами, являлись водные. Новая столица, построенная на заболоченных, труднопроходимых землях и в климате, малопригодном для сельского хозяйства, требовала альтернативных путей для растущих потоков жизнеобеспечения.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Отдавая дань гениальному государственному видению самодержца, в душе сами собой родились строки:

Рукой великою Петра, державной мудростью своею

Повелевал он воплотить благословенную идею:

По синей глади русских рек, к земле богатством плодородной

Соединить Престольный град живительной дорогой водной.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

В дальнейшем, каждый российский Император прилагал усилия для строительства важнейшей транспортной артерии. В 1811 году, водный путь открылся.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Тихвинский шлюз – единственный, что сохранился из 62 шлюзов водной системы, которые соединяли Волгу с Балтийским морем. Сама система работала вплоть до конца 60-х годов прошлого века, а потом пришла в полный упадок. Только в 1980-е годы, когда завершилась реставрация, плотина и шлюз предстали, как музей на открытом воздухе. Правда радовали горожан и туристов они не долго. В 2005 году паводок снёс сооружение, как бы в отместку за нерадивое отношение потомков к историческому наследию. В 2014 году закончились восстановительные работы. Вершине инженерного творения той эпохи возвратили подобающий вид.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Не менее драматична история места неподалёку, где стоит поклонный крест. 26 июня 1887 года заложили часовню, в память об основоположнике Тихвинской водной системы - Петре Великом. Каменную, исключительно на добровольные пожертвования тихвинцев. Городская Управа надеялась с её помощью возродить угасший интерес к грузоперевозкам по водному маршруту.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Всё церковное, царское и историческое подвергалось гонениям в 30-х годах XX века, несмотря на единую и неразрывную связь для страны. Часовню разрушили до основания. На остатки фундамента в 1977 году перевезли деревянную часовенку Параскевы Пятницы из деревни Никульское. В 1979 году завершилась реконструкция. Правда и тут не сложилось - нет хозяина, нет порядка. За строением не следили и не охраняли. Дважды горела, в 1983 и 2000 годах. После первого пожара, восстановлена, а вот второй, уже не «пережила» - остались только обгорелые брёвна цоколя. Существует легенда, что Богородица устала терпеть кощунство и вандализм «родства не помнящих людей», предав часовню огню. В 2014 году, на месте сгоревшей часовни Параскевы Пятницы, установлен поклонный крест.

Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto
Автор фото Александр Сергеев: https://vk.com/asergeevphoto

Мы искренне надеемся, что часовни - первая изначально каменная и вторая в деревне Никульское, будут когда-нибудь отстроены заново, и уже в новейшей истории сохранены для потомков. Небеса простят и возьмут под защиту эти удивительные места. Вновь возрождённые шлюз и платина, тому добрый знак.

С вами, Александр и Наталия, благодарим дочитавших и рады, если вам интересно. Подписывайтесь на наш канал «Фото с колёс».

#путешествия #занимательные факты #путешествия фото #достопримечательности #фотосколёс #история #занимательная история #путешествие на машине