В день открытия фестиваля в выставочном зале Национального культурного центра Баева развернулась выставка работ местных художников «Волшебная кисть». Были представлены картины хорошо известных и признанных в районе Г.И. Шашурина, Т.А. Силантьевой, М.М. Клочковой, Н.В. Ануфриева, Ю.Ф. Федотова - уроженца с. Большое Кузьмино.
Первый раз гости и жители села увидели 8 пейзажей Михаила Алтушкина (на снимке). Фамилия явно не баевская, но он оказался местным, так как несколько лет назад переехал сюда на жительство вместе с родителями.
Михаил родился и вырос в Малом Игнатове, которого теперь нет. Только несколько дачников приезжают сюда на летние месяцы. Его семья покинула село последней. Именно оттуда он поступил учиться на художественно-графическое отделение Ичалковского педагогического колледжа. Затем отслужил в армии, год преподавал в художественной школе в Саранске. Потом решил ездить в охрану в Москву. Он и сейчас в редкие свободные дни с этюдником отправляется в родные места. Бывает там и летом, и ранней весной, потому что в сердце живут самые неповторимые уголки и особенно очаровательные закаты. Солнце необычайно красиво садится прямо напротив его дома, ясна и прозрачна даль в такие минуты и завораживают просторы с дальним лесом, что как на ладони. Почти на всех картинах – пейзажи любимого села и только на одной изгиб реки Алатырь. Почему-то его особенно трогают виды ранней весны – ей посвящены картины «Март», «Весна», «Весенний теплый день», «Похолодало». Почему больше изображает это время года? Осень, наверно, еще не прочувствовал, считает Михаил. Его душе ближе вот такое невесомое и несмелое – тающий снег, едва наметившийся разлив, недолгое вечернее похолодание, ведь пробуждение сильнее и ярче последних побед зимы.
Баево нравится ему тем, что оно живое, многолюдное, в нем много энергии, он еще не оценил его красоты, так как не осмотрелся толком, мало бывает дома из-за работы в Москве. А в памяти – самое дорогое, все то, что окружало в детстве – сияние неба над Малым Игнатовом, виднеющийся купол храма над Старцевым углом, что всего в двух километрах от села и куда в детстве ходил с бабушкой за водой. Этюды и наброски тех мест и того настроения у него тоже ждут своего часа.
Художественный талант был у тетки с маминой стороны и у бабушки – с отцовой. Как-то в детстве он изрисовал печку, бабушка ругать не стала, взяла листок, ручку и мгновенно так натурально изобразила цветок, что стоял на окне, что это его удивило и вдохновило. Бабушка была простой колхозницей, вырастила четверых детей, ей некогда было заниматься рисованием, к которому имела явный талант.
В Москве среди людского хаоса и вечной толкотни Михаил тоже нашел свое – тихие уголки со старинной архитектурой, старые улочки, привлекают его гармоничные пейзажи Московской области с особняками столетней давности.
Свой уход из художественной школы теперь считает возможной ошибкой, он устроился туда сразу после армии и как бы не особо созрел для работы с детьми, хотелось пробовать себя в чем-то еще. Сейчас он собирается увольняться и искать новое место, непременно связанное с творчеством.
Фото Ю. ЧЕРЕНКОВОЙ.