Найти тему

Почему Томас Гоббс назвал государство Левиафаном

У английского философа Томаса Гоббса есть книга с длинным, как тогда было принято, названием: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», которую для краткости называют просто «Левиафан». Эта книга сугубо философская, а имя библейского чудища тут — просто образ. В самом тексте Левиафан упоминается пару-тройку раз, и все. Однако, назвав государство Левиафаном, Гоббс попал в точку.

Он писал свою книгу на фоне весьма драматических событий — в Англии как раз завершалась кровавая революция, возвысившая Кромвеля и лишившая головы короля Карла I, а в Европе — Тридцатилетняя война.

Титульный лист "Левиафана" 1651 года.
Титульный лист "Левиафана" 1651 года.

Книга вышла в Англии в 1651 году. Ее фронтиспис украшал рисунок, который венчала латинская надпись «Нет на земле власти, которая бы сравнилась с ним» — цитата из библейской Книги Иова, относящаяся к Левиафану.

Гоббс предварил текст книги введением, в котором говорится о том, что человек подражает Богу. Если Бог создал природу, то человек, подражая ему в своей деятельности, создал государство. Казалось бы, если это плод его собственных усилий, оно должно быть приятным человеку, иначе зачем оно нужно? Однако, сравнив государство с Левиафаном, Гоббс четко дает понять, что от него исходит угроза, что оно могучее и неумолимое в своих стремлениях. Перекусит кого угодно.

Джон Майкл Райт. "Портрет Томаса Гоббса"
Джон Майкл Райт. "Портрет Томаса Гоббса"

То есть, получается, что государство должно, в первую очередь, внушать страх. Вспомним еще, что Левиафан — не просто чудовище, но именно морское чудовище. Выбор Гоббсом этого образа не случаен, ведь Англия была морской державой, притом самой сильной в XVII веке, после того, как была повержена испанская Великая армада. Таким образом, Гоббс ассоциировал с этим могучим, страшным, жестоким морским монстром именно Англию (что естественно, ведь философ сам был англичанином).

Почему же люди создали такое государство? Да потому, что они сами такие. Обращаясь к природе человека, Гоббс развеивает все иллюзии насчет людского благонравия. Люди — существа злые, эгоистичные, жестокие, готовые идти по головам ради своих хотелок.

Томас Гоббс. Картинка из открытого источника в Яндексе
Томас Гоббс. Картинка из открытого источника в Яндексе

В диком состоянии они только тем и занимались, что грызли друг другу глотки, царила "война всех против всех". Даже когда общество находится в более-менее мирном состоянии, люди не могут полностью расслабиться, им все равно надо опасаться соседа. «Человек человеку волк», повторяет Гоббс римскую поговорку, а надо бы, чтобы человек человеку был Бог. Но увы. Природу не обманешь. Но с ней можно договориться.

Ну, то есть люди, обладая разумом, могут договориться друг с другом и тем самым утихомирить свой эгоизм, перевести его в рамки разумного. Чтобы совместная жизнь была отрегулирована, в ней должны работать законы. Это выгодно всем. Поэтому и появляется #государство — результат общественного договора. При этом Гоббс говорит, что этот договор должен иметь гаранта, который будет обеспечивать его нерушимость

Образ Левиафана как чудовища. Картинка из открытого источника в Яндексе
Образ Левиафана как чудовища. Картинка из открытого источника в Яндексе

Сами участники договора не могут выступать в качестве такого гаранта по причине того, что все они равны между собой по силе и слабости. Значит, гарант должен прийти со стороны.

Такой суверен должен иметь в своих руках инструмент насилия, который он, и только он, может пустить в ход ради сохранения договора. Например, применять смертную казнь. Но никто иной больше не имеет права убивать, это будет преступление. То есть общество и суверен договариваются о том, что он получает особые права, а остальные их лишаются. Короче говоря, Гоббс показал механизм авторитарной власти, которому следует любой диктатор.

Надо сказать, что «Левиафан» был в XVII веке запрещён в Англии и подлежал сожжению. На русский язык книгу впервые перевели в 1868 году, но на нее тут же был наложен арест, а издатель пошел под суд. В 1874 году весь тираж книги на русском языке был уничтожен решением Синода и по распоряжению министра внутренних дел. Только после революции Гоббса в России начали издавать беспрепятственно.

#философия #социология #политология #общество

Читайте еще на моем канале:

Почему мы ведемся на рекламу

Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"