Говоря о фильмах, мы прежде всего вспоминаем о режиссере и актерах, сыгравших главные роли. Но режиссер, даже самый гениальный - не всегда основное действующее лицо в создании картины. Кто-то собирал команду специалистов, искал финансирование, планировал и организовывал производство фильма. Это продюсер - человек, часто остающийся в тени (сколько кинопродюсеров вы вспомните, не заглядывая в гугл?).
В этом смысле игровая индустрия похожа на кинематограф - для создания игры (если речь не идет о маленьком инди-проекте) тоже необходим коллектив, состоящий из множества разных специалистов; ресурсы и управленческие компетенции.
Сегодня мы расскажем об интересной и важной должности. Продюсер игровой разработки, игровой продюсер, продюсер игровых проектов или просто Game Producer - называют ее по-разному. В компании может быть один специалист с такой должностью или даже несколько. Его функции могут распределяться между несколькими менеджерами - лидами, главами отделов и т.д. При этом функционал игрового продюсера не всегда определен четко, и иногда его трудно отграничить от задач других управленцев. Это скорее роль, чем профессия.
Чем занимается игровой продюсер?
1. Планирует работу над игрой
Здесь продюсер выступает как проджект-менеджер и продакт-менеджер. Разработка большой игры - проект и им нужно управлять. В то же время игра - это продукт, у которого есть жизненный цикл, который является товаром на рынке и работает на удовлетворение спроса конкретной аудитории.
На этапе предпродакшна продюсер включается в работу над концептом. Во время продакшна контролирует создание игры как функционирующего продукта - составляет расписание, ставит задачи, устанавливает дедлайны и следит за их выполнением. В постпродакшне руководит поддержкой и развитием проекта вплоть до его закрытия. На всех этапах продюсер управляет ресурсами, которые есть в распоряжении студии.
2. Руководит специалистами
Сотрудников необходимо контролировать, мотивировать и поддерживать. Кто именно выполняет эти функции - зависит от управленческой структуры и корпоративной культуры компании. Скорее всего, специалист взаимодействует со своим непосредственным начальником - лидом, главой отдела или проджект-менеджером, но может работать и с продюсером (и даже несколькими продюсерами, если проект большой).
Продюсер видит большую картину и должен понимать роль каждого работника в контексте разработки игры в целом. Он скорее стратег, чем тактик - в отличие от лида, который решает краткосрочные и локальные управленческие задачи. В некоторых командах продюсер не взаимодействует с работниками отделов, управляя только проджект-менеджерами.
Если система работает хорошо и все разработчики справляются, грамотный продюсер не станет мешать. Если он считает, что есть серьезная проблема и ее источник лежит в кадровой плоскости, может вмешаться.
3. Ведет аналитическую работу
Продюсер - не только стратег и визионер, но еще и аналитик. Ему нужно понимать рынок, на который выходит игра. Знать, что представляют из себя ее конкуренты, каковы их показатели, преимущества и фичи. Понимать специфику жанра и платформы, целевой аудитории. Знать механизмы монетизации игры и прогнозировать их эффективность. Все это невозможно без тщательной аналитики.
4. Обеспечивает внешние коммуникации
Одна из задач продюсера - выстраивать взаимодействие с внешней средой: партнерами, аутсорсерами, СМИ, государством и т.д. Он может работать над созданием коммуникационной стратегии, выступать на профильных мероприятиях и вести переговоры с контрагентами.
Какие качества необходимы игровому продюсеру?
Прежде всего, это наши любимые soft skills, нужные 99% работников - стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в команде и принимать критику. В случае продюсера все эти качества можно смело умножать на три, так как он работает с командами (иногда состоящими из десятков людей) и несет ответственность за результат. Учитывая то, что “мягкие” навыки развиваются медленнее “твердых”, хороший продюсер - это большая удача и “штучный товар”.
Если говорить о hard skills, то это навыки проектного менеджмента, тайм-менеджмента, тимбилдинга; умение создавать документацию и работать в таких сервисах, как Jira и Confluence. Продюсеру понадобятся навыки аналитика, маркетолога и HR-менеджера. Конечно, он должен понимать специфику игровой индустрии. Знать, что представляет собой игра как продукт и товар, как ее разрабатывают, продвигают и закрывают. Соблазн сказать, что для продюсера нет лишних знаний и умений, велик, но разбираться во всем невозможно.
В качестве итога:
Игровой продюсер - позиция, которая есть далеко не в каждой геймдев-компании. Где-то в ней нет необходимости из-за малого размера коллектива, где-то - из-за управленческой структуры (задачи разделены между другими работниками). В крупной компании такая должность, скорее всего, есть. Продюсер - стратег с холодной головой, задача которого - создать эффективный и работающий продукт.