В мае 2015 года в сербском городе Ниш открыли памятник советским воинам, погибшим от «дружественного огня» американских ВВС 7 ноября 1944 года. «Кровавый праздник Октябрьской революции» союзники из США устроили автоколонне 6-го гвардейского стрелкового корпуса. Жертвами авиаудара стали от 31 до 37 человек (по разным данным). В их числе был и командир корпуса, генерал Григорий Котов.
Или это была не ошибка, а провокация?
Атаковали несмотря на сигнал «Мы свои»
7 ноября 1944 года в 12:40 – 12:50 шедшая по дороге между югославскими городами Ниш и Алексинац автоколонна Красной Армии была внезапно атакована 27-ю истребителями-штурмовиками Р-38 Лайтнинг.
По случаю праздника колонна ехала с красными знамёнами и оркестром. Солдаты размахивали этими флагами, пытаясь показать американским лётчикам: «Мы свои», но те не замечали или не хотели замечать этих знаков, и атаковали новыми волнами.
В 13:00-13:10 с аэродрома Ниш по тревоге была поднята дежурная группа советских истребителей – 9 Як-3 и Як-9 из 866-го иап. Те же «Лайтнинги» обстреляли их прямо в момент набора высоты. Но и по ним уже били зенитки с аэродрома.
Нашим лётчикам было приказано не атаковать американцев, а принудить их прекратить обстрел колонны. Но после того, как был сбит один из «Яков», советские пилоты вступили в бой. Яки набрали у земли максимальную скорость и свечой резко пошли вверх, открыв огонь на поражение.
Офицер, который предотвратил побоище
Полное и окончательное взаимное побоище предотвратил ведущий группы советских истребителей капитан Колдунов. Рискуя жизнью, он добрался до ведущего американской группы, пристроился рядом и жестами показал ему: ты бьёшь по союзникам! По другим данным, этот отчаянный поступок совершил старший лейтенант Сурнев.
Американцы прекратили огонь и, развернувшись, ушли с курсом 240 градусов. Причём с запада шла ещё одна группа Лайтнингов – от 40 до 60 самолётов. Но она встретилась с первой группой, развернулась и тоже удалилась на запад.
Итоги «дружественной атаки»
В результате атаки было сожжено 20 автомашин 6-го стрелкового корпуса, погибло и получило ранения много людей. По документам 866 иап, было потеряно 3 самолёта и 2 лётчика (лейтенанты Шипуля и Кривоногих погибли, а лейтенант Жестовский выбросился с парашютом и выжил). Сообщается о пяти сбитых «Лайтнингах» (из них 2 – разбились и сгорели, 1 – совершил аварийную посадку, и его пилота «взяли в плен», 2 – «задымились и ушли со снижением»).
По американским данным, они сбили 4 советских самолёта, а своих потеряли – 3 (лейтенанты Брюэр и Коулсон погибли, а капитан Кинг совершил вынужденную посадку и выжил).
Почему произошла атака?
По итогам расследования, были сделаны такие выводы. У пилотов Лайтнингов было задание: атаковать немцев на дороге Скопье-Приштина. Но схема дорог в районе Ниша оказалась похожей на схему дорог около Скопье, из-за чего и произошла ошибка. Посол США Гарриман принёс извинения по поводу этого несчастного случая, от имени президента Франклина Рузвельта и генерала армии Джорджа Маршалла.
В роковую ошибку и искренность извинений американцев поверили не все. К примеру, командующий 37-й армией, будущий Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов был уверен в том, что это была намеренная провокация американцев.
По воспоминаниям генерала авиации Бориса Смирнова, который тогда был командиром 288-й истребительной авиадивизии, после инцидента он вместе с начальником штаба Б.П. Колошиным тщательно осмотрел севший «на брюхо» Лайтнинг капитана Кинга и нашёл в нём катушку с намотанной картой. В качестве целей там были отмечены и Приштина, и Ниш.
Какие показания дал сбитый капитан Кинг, нигде не указано. Везде просто написано, что его отправили в штаб 17-й воздушной армии, и всё.
Советское командование и политическое руководство СССР злого умысла в инциденте не увидело и расценило его как трагическую случайность, как результат навигационной ошибки. Скорее всего, так оно и было.
Спасибо за прочтение статьи! У меня есть 👉 Телеграм , 👉 сайт , 👉 Одноклассники, и канал 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, почему была атака на советскую колонну?
Какое оружие было на вооружении советских штрафбатов? Можно смотреть здесь: