Найти тему

На «Зло»: о сериале и о роли современной женщины

Вот и закончился для меня второй сезон мистического сериала «Зло».

По мне, так крепкий жанровый середнячок, пусть не шедевр, но своя прелесть есть.

Для тех, кто не смотрел сериала вообще, уточню про основной сюжет. Католическая церковь ежедневно получает информацию о тех или иных чудесах, случаях одержимости, демонических пришествиях и пр. Для независимой оценки таких происшествий собирается группа оценщиков, в которую входит судебный психолог, будущий священник и технарь-скептик. На протяжении двух сезонов им приходится решать для церкви и для себя лично, что перед ними: паранормальное явление или очередная запутанная, но логически объяснимая история. А поскольку работу нередко приходится носить и домой, то в жизнь героев тоже проникает всякое сверхъестественное…

Второй сезон сериала, на мой вкус, вышел более проработанным, органичным что ли, хотя и лишился связи с реальной жизнью напрочь. Удачная находка сезона – инфернальная книга ужасов, в которой обозначается тема для каждой серии и дается анонс.

По-прежнему плюсом сериала является его кастинг, он неизменен на протяжении обоих сезонов. Актерский состав, очевидно, явно отражает современную повестку – в центре истории женский персонаж в обрамлении двух расово выверенных коллег: афроамериканца и индуса. Несмотря на это подбор героев выглядит очень естественно и свежо. Разница взглядов и позиций получается выгодно подсвечена разницей происхождения и внешнего облика.

-2

На этом фоне отталкивающе выступает картонная беспроблемность бытовой жизни главной героини. Сами посудите: у госпожи Бушар четверо детей-школьниц, работа на полный день, муж в перманентной командировке, а из помощников только мама с сомнительными моральными устоями, интенсивной личной жизнью и страстью к оккультному времяпрепровождению. Представили, как госпожа Бушар должна выглядеть при таких вводных? В голову приходит разве только советский мультипликационный образ мамаши-обезьянки, находящейся на грани нервного срыва.

-3

Но нет: главная героиня стройна, всегда безупречно одета, находит время на личную терапию и даже тянет внерабочие проекты по помощи ближним.

-4

А где, позвольте узнать, стирка / готовка / уборка / покупка продуктов на всю ораву / домашние задания по вечерам? На секси-бабушке что ли? Вот честно: каждый раз, когда героиня уходит в ночи на борьбу с очередным демоном или мракобесом, возникает только один вопрос: а с кем остаются дочурки?

Возникает диссонанс. С одной стороны, создатели сериала вроде на стороне здорового феминизма, топят за активную, работающую, самостоятельную женщину. С другой, насаждают опасную иллюзию того, что совместить сложную работу с многодетным материнством и заботой об эффектном внешнем виде не только можно, но и без труда.

А тут уже нужно было выбрать: либо женские права и современный дискурс, либо очередная ролевая перегрузка и стимулирование ущербности у женской аудитории. Я считаю, что подобная несостоятельность позиции значительно портит общее впечатление о сериале. А как считаете вы?