В период с января по сентябрь 2021 года отгрузки отечественной дорожно-строительной техники на внутреннем рынке увеличились на 30% и составили 37 млрд рублей. На 27% вырос и выпуск СДТ российскими заводами, что в денежном эквиваленте составило 38 млрд руб.
Такими данными поделился портал «Росспецмаш-Стат», фиксирующий информацию от большинства компаний страны.
Самый высокий показатель роста продемонстрировали краны-трубоукладчики: их отгрузки повысились в 2,5 раза. Вторые в топе — мини-погрузчики с ростом в 75%. Хороший рост также показали автогрейдеры (22%), автокраны (23%) и бульдозеры (28%), а экскаваторы-погрузчики увеличили свои отгрузки на 16%.
Подъём произошёл на фоне восстановления отрасли после кризисного пандемического года. В 2021 году были своевременно запущены программы господдержки, что положительно сказалось как на темпах производства, так и на объёмах продаж.
Есть, впрочем, и сдерживающие факторы. Например, текущий год охарактеризовался ростом цен на используемый в производстве металл, причём для некоторых категорий он превысил 80%, а в отдельных случаях добрался до 100%. Такой скачок отразился и на производстве спецтехники, повысив его себестоимость на 20% и выше, при том, что поднятие цен осталось в рамках повышения индекс-дефлятора.
Изменения в законодательстве, передавшие контроль выпускаемой техники в руки коммерческих организаций, также затрудняют развитие отрасли, поэтому говорить о том, что итоговые показатели года останутся настолько же позитивными, ещё рановато. Прогнозы аналитиков можно назвать сдержано-положительными: есть все основания полагать, что годовые результаты отечественной техники для дорог и строительства превзойдут уровень прошлых 12 месяцев, но пока неизвестно, на сколько.
Что касается долгосрочных перспектив российского рынка дорожно-строительной техники, у отечественных заводов есть потенциал на дальнейшее увеличение объёмов производства и, соответственно, продаж, однако для этого необходима комплексная и последовательная поддержка как от государства, так и от пользователей СДТ.