Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Художница-миниатюристка Сара Биффен была известной личностью в XIX веке. Ей заказывала портреты своих детей даже сама королева Виктория. Сара оставила после себя также несколько автопортретов, один из которых вы видите тут. Художница изобразила себя перед мольбертом, который стоит на столе, и на фоне своих работ. Мы видим полную женщину с приятным лицом и живыми глазами. Кисточка прикреплена к платью, и это понятно — ведь Сара была полностью лишена рук. У нее не было также и ног.
Как же такой человек сумел стать художником?!
Жизнь Сары Биффен — пример поразительного жизнелюбия, силы духа и того, как человек может реализовать себя даже в самых ужасных условиях, которые ему приготовила судьба. В наше время дети, родившиеся без конечностей, с первых дней начинают реабилитацию, с ними занимаются специалисты, которые консультируют родителей. В начале XIX века не было ничего подобного. Особенный ребенок вызывал нездоровое любопытство, а часто и страх у окружающих. От таких детей старались скорее избавиться или запрятать их подальше от людских глаз.
Появление Сары стало шоком для родителей, но спасибо им хотя бы за то, что они не бросили ее, а вскормили и воспитывали в меру сил.
В результате девочка научилась есть сама, умела даже шить, беря иголку в рот. Ее называли Пикси, по имени сказочного существа. Местный священник принимал участие в ее воспитании, в частности, именно он научил Сару читать и писать. Писала она кисточкой, держа ее во рту. Этой же кисточкой она впервые попыталась рисовать, стараясь копировать картинки из книг. Грамотная девочка без конечностей была, конечно, местной достопримечательностью, жители деревни к ней вскоре привыкли.
Мать вывозила ее в телеге в таверну, где девочка вслух читала слушателям газеты. Тут-то ее и увидел некий Эммануэль Дьюкс, владелец бродячего цирка. В этом заведении показывали всяких калек, и грамотная девочка без рук и ног могла стать гвоздем программы.
Пообещав родителям будущую блестящую судьбу их дочери, если она поступит в его цирк, Дьюкс получил за 5 фунтов право 16 лет использовать Сару в своем заведении. Так начался новый этап в жизни девочки. Ее показывали публике за деньги, а за дополнительную плату она писала свой автограф, письмо или шила. Видя, как Сара ловко управляется с кистью, Дьюкс решил, что она может что-то и рисовать. Тут оказалось, что он попал в точку. Сара с удовольствием начала делать рисунки, и особенно ей удавались портреты.
В это время Джордж Дуглас, 16-ый граф Мортон, человек просвещенный, был решительно настроен разоблачить все эти балаганные "чудеса", в том числе явный миф о девушке без рук и ног, которая прекрасно рисует.
Полный холодного негодования, граф явился в цирк Дьюкса и тут увидел, что слухи о Саре — отнюдь не миф, а самая что ни на есть реальность. Он был в шоке и проникся к талантливой умной девушке состраданием. Служить диковиной на потеху публике она не должна, решил он, и сговорился с хозяином цирка, чтобы тот отпустил девушку. Поскольку 16-летний срок контракта все равно подходил к концу, тот согласился, тем более, что граф еще и заплатил. Так начался третий, счастливый, период жизни Сары.
Граф Монтон покровительствовал ей, помогал и продвигал ее творчество. Он же нанял для нее учителя, художника Уильяма Крейга. Потекли заказчики-аристократы, а с ними успех и деньги. На этом фоне нарисовался некий Уильям Райт, который предложил Саре руку и сердце. Казалось, счастье обрело полную форму, но увы. Муженек оказался авантюристом и смылся через год со всеми деньгами. Сара осталась одна, поскольку в 1827 году умер, к сожалению, и граф Мортон. Хорошо хоть, королева назначила Саре пенсию.
Начался четвертый этап ее жизни. Художница переехала в Ливерпуль и открыла там студию, но под фамилией мужа. Это был плохой маркетинговый ход. Заказчиков было мало, тем более, что прошла мода на миниатюрные портреты. Саре помогал торговец красками Ричард Ретбон, он собирал для нее деньги. Меж тем здоровье художницы становилось все хуже — сильно болела шея, на которую приходилась большая нагрузка. Рисовать было трудно.
Сара Биффен умерла в 66 лет.
#искусство #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Четыре портрета Петра Капицы, отражающие его непростой, но блистательный, жизненный путь
В блоге мужа:
Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"