Найти тему

Музы Монпарнаса: может ли искусство быть женским

Оглавление

В Москве недавно закончилась выставка Музы Монпарнаса. Как можно понять из названия, выставка эта художественная, посвящена женщинам-художницам и скульпторам, творившим на Монпарнасе в самом начале богатого на художественные изыски 20го века. Не забыли здесь и дам-вдохновительниц великих художников мужского пола, и дам-натурщиц, что зачастую было одним и тем же.

Признаюсь, меня всегда раздражало деление по половому признаку в ситуациях, где это необязательно: мне кажется, что картина-симфония -стихотворение либо талантливо написаны, либо нет, без скидки на половую принадлежность. Никому не придет в голову сказать про стихи Ахматовой: «Ну что же, для женщины она неплохо справилась».

Поэтому на выставку я отправилась с некоторым запасом скепсиса.

Но, как выяснилось впоследствии, акцент был смещен в сторону исторических, а вовсе не половых вопросов.

История вопроса

Сейчас, в начале 21 века, трудно себе представить, с каким количеством ограничений и запретов приходилось сталкиваться женщинам конца 19 века, и среди прочего – невозможность получить образование, в частности, художественное, и невозможность выставлять свои работы публично, наряду с коллегами мужескаго пола.

А Париж того времени, именно благодаря своей открытости всему новому, стал Меккой для молодых одаренных женщин, алчущих признания в художественной сфере, ну или, по крайней мере, страстно желающих выразить себя.

Конечно, творческие дамы не могли обучаться в государственных художественных институциях, предназначенных исключительно для мужчин, но в те годы в Париже возникло такое количество различных частных академий, организованных как известными художниками, например, Анри Матиссом, так и недавно выучившимися новичками, что места хватало всем желающим.

Так и произошло волею судеб, что в одном городе, в одно и то же время, а зачастую и под одной крышей оказались яркие, одаренные женщины, которые, видимо, именно в силу своей «особости» умудрились не только не вставлять друг другу шпильки, а напротив, подставлять плечо, помогать словом и делом.

Например, салон женщин художниц и скульпторов «Сестры по кисти», основанный в Париже еще 1881 году, подавал своим коллегам-мужчинам пример сплоченности.

Наши девушки - везде первые

Интересно, что среди учениц было много молодых женщин из Российской империи, причем после окончания учебы некоторые из них так и остались в Париже, и о них, в силу понятных причин, широкой публике все эти годы было известно немного.

А вот те, кто вернулись, обученные и подкованные, прославились на родине, в новой уже стране победившего социализма, и одной из них была знаменитая Вера Мухина, чей хит «Рабочий и колхозница», безусловно известен всем, если даже не в натуре, то хотя бы в качестве заставки киностудии Мосфильм.

Мне не хочется сейчас говорить о Мухиной подробнее – масштаб личности Веры Игнатьевны требует отдельной публикации, но из работ, представленных на выставке, хочется показать вот эту - выполненную необыковенно талантливо и, я бы сказала, в стиле античных традиций.

В. Мухина. Сидящая девушка. Фото автора
В. Мухина. Сидящая девушка. Фото автора

Еще одна наша соотечественница - Анна Голубкина, трижды подолгу жившая в Париже, также училась в Академии Коларосси и мастерской Родена.

Вдохновившись уроками мэтра, она решилась выставить свои работы в Салоне Марсова Поля весной 1899 года, где удостоилась за них бронзовой медали.

А. Голубкина. Портрет профессора Э.-Ж. Бальбиани. Фото автора
А. Голубкина. Портрет профессора Э.-Ж. Бальбиани. Фото автора

Среди учениц монпарнасских академий в 1900-1910 годы оказались и будущие создательницы авангарда русского: Александра Экстер прошла курс в Академии де ла Гранд-Шомьер,

А. Экстер. Композиция. Фото автора
А. Экстер. Композиция. Фото автора

а приехавшие вместе Любовь Попова и Надежда Удальцова в 1912 году поступили в Академию де ла Палетт.

Н. Удальцова. Бутылка и рюмка. Фото автора
Н. Удальцова. Бутылка и рюмка. Фото автора

Л. Попова. Натурщица. Фото автора
Л. Попова. Натурщица. Фото автора

Здесь же, в ла Палетт, «азбуку» кубизма освоила Мария Васильева, впоследствии основавшая собственную академию и оставшаяся на Монпарнасе навсегда.

М. Васильева. Крыши. Фото автора
М. Васильева. Крыши. Фото автора

Интересно, что здесь умудрялись мирно сосуществовать совершенно различные школы и направления, живописные манеры и стили, так бок о бок выставлялись кубисты и нежная, пастельная, ни на кого не похожая Мари Лорансен, художница с испанскими корнями Мария Бланшар:

М. Лорансен. Портрет Жанны Салмон. Фото автора
М. Лорансен. Портрет Жанны Салмон. Фото автора

Наряду со станковой живописью, пышно расцветали и прикладные жанры – так, Соня Делоне, наша одесситка Сара Эльевна Штерн, стала законодательницей моды в принтах на тканях, которые производились по ее рисункам, а затем в ее же ателье из них шились наряды совершенно нового, революционного для тех времен толка.

С. Делоне. Женщины в интерьере. Фото автора
С. Делоне. Женщины в интерьере. Фото автора

Тамара Лемпицкая, писавшая прелестные натюрморты и портреты своей маленькой дочери Кизетты, завоевала впоследствии титул королевы ар-деко.

Т. Лемпицкая. Ключ и яйцо. Фото автора
Т. Лемпицкая. Ключ и яйцо. Фото автора

Подруги и со-творительницы

У читателя может сложиться впечатление, что Монпарнас был буквально переполнен русскими творческими дамами, но нет, конечно было много француженок, прежде всего – Камилла Клодель, ученица и возлюбленная великого Родена,

К. Клодель. Вальс. Фото автора
К. Клодель. Вальс. Фото автора

и Жанна Эбютерн, страдалица, нежная спутница полубезумного Модильяни, покончившая с собой после его sмерти,

Ж. Эбютерн. Женщина в шляпе. Фото автора
Ж. Эбютерн. Женщина в шляпе. Фото автора

это и свободолюбивая американка Ромен Брукс, и Хана Орлова, приехавшая из Палестины в 1910м.

Р. Брукс.  Женщина с цветами. "Весна". Фото автора
Р. Брукс. Женщина с цветами. "Весна". Фото автора
Х. Орлова. Портрет художника А. Яковлева. Фото автора
Х. Орлова. Портрет художника А. Яковлева. Фото автора

Сердцем художественного Монпарнаса было пересечение одноименного бульвара и бульвара Распай – перекресток Вавен. С первых лет 20 века здесь появились артистические кафе, среди которых особенно прославилась

«Ротонда», La Rotonde Montparnasse,

где можно было проводить часы, заплатив лишь за чашку кофе, а стены были покрыты работами художников, часто принятыми в оплату вместо денег. Здесь заключались пари и делались карьеры, возникали романы, восходили и закатывались звезды.

Модели, музы и меценаты-женщины – участницы хоровода «безумных лет» - становились светскими персонажами и живыми достопримечательностями «Ротонды».

Особенной популярностью пользовалась красотка Кики, возлюбленная Ман Рея, чувствовавшая себя одинаково естественно и среди апашей, и на светском приеме. Она не только позировала ведущим мастерам, но и была успешной певицей, пробовала силы в живописи и литературе.

Ман Рей. Кики с вуалью. Фото автора
Ман Рей. Кики с вуалью. Фото автора

Все закончилось в одночасье. В конце 1920х грянул экономический кризис, и легкая эфемерно-праздничная жизнь рухнула, погребая под своими обломками судьбы тех, кто не смог приспособиться к новой реальности.

Набирали силу тоталитарные режимы, беспечный праздник на Монпарнасе подошел к концу.

Начиналась новая страница и в истории искусства: тревожную и настороженную атмосферу того времени наиболее чутко смог уловить сюрреализм, но это уже совсем другая тема.

Другие публикации автора о выставках и арт-галереях здесь: #искусство рт

Если Вам было интересно, поддержите канал. Буду рада лайкам, комментариям, подписке.