Одной из самых светлых, лиричных и интимных записей русского рока, конечно же, является 8-й номерной альбом группы ДДТ - Актриса весна.
Несмотря на то, что в альбом вошли песни разных лет, запись имеет самую крепкую концепцию из всех возможных. И имя этой концепции - Любовь.
«Актриса весна» записывалась в период с марта по август 1992 года, то есть в период, когда лидер ДДТ Юрий Шевчук переживал, пожалуй, главную драму в своей жизни: смерть своей жены Эльмиры Бикбовой.
Можно долго говорить о хитовости этого диска, поскольку, как минимум, половина материала альбома - вещи, которые стали поистине народными: «Что такое осень», «Дождь», «Родина», «В последнюю осень»... Можно рассуждать о том, что «Актриса весна» стала визитной карточкой ДДТ на многие годы вперёд. Можно присваивать пластинке неизменно высокие места в различных тематических рейтингах, чартах, топах.
Но.. «Актриса весна» не нуждается в каталогизациях, дефинициях и даже дифирамбах, которые, каюсь, я пою этому альбому прямо сейчас. Это всё не так важно. Куда важнее именно Любовь, выраженная в словах, мелодиях и, конечно же, между строк.
Любовь здесь неэгоистична. Она - в касаниях. И Любовь дотрагивается до самой жизни во всех её проявлениях: любовь к родине («Родина»); любовь к природе («Дождь», «Что такое осень»); любовь, выраженная через обыденные страхи и надежды («Храм», «Фома»); любовь к созерцанию таинства новой жизни («Сын»); любовь к мукам творчества («В последнюю осень»); наконец, воплощённая любовь к родной женщине («Актриса весна»).
И не так важны обстоятельства написания песен, время их создания, посвящения... Пусть «В последнюю осень» Юрий Юлианович посвятил Виктору Цою на концерте памяти последнего; пусть «Актриса весна» написана в ночь, когда Юрий и Эльмира стали счастливыми родителями - когда казалось, что вся жизнь - долгая счастливая жизнь - еще впереди...
Мы предполагаем, а жизнь располагает... Но «Актриса весна» получилась актом настоящего непоказного мужества, когда человек, понесший горьчайшую утрату в жизни, не позволил себе скатиться в цинизм отчаяния, в ненависть к судьбе и обстоятельствам, а, напротив, создал прекрасную оду любви к жизни, которая, увы, иногда слишком скоротечна...
«Актриса весна» - это совершеннейший образец творческой синергии, даже творческой эмпатии. Это уникальный случай, когда сразу несколько талантливейших музыкантов, со своим характером, с амбициями - смогли прочувствовать, прожить то, что внутри у автора песен.
Мне кажется, не получилась бы «Актриса весна» настолько хрустальной, изящной и настоящей, если бы не душераздирающие соло дяди Миши Чернова на флейте и саксофоне; если бы не филигранная игра Игоря Доценко или Вадима Курылёва; если бы не соло-партия для песни «В последнюю осень» Никиты Зайцева, которое, правда, на альбоме исполнял уже Александр Бровко... Если бы... Если бы...
Как много должно было сойтись воедино. И всё сошлось! Благодаря той самой проницательной и всепроникающей Любви.
В своё время «Актриса весна» стала первой пластинкой, которую я выбрал для осознанного первого знакомства с отечественной рок-музыкой. Тогда по причине незрелости, юности я не мог оперировать какими-то терминами - руководствовался только внутренними ощущениями. И самое сильное ощущение, заставлявшее меня раз за разом включать этот альбом, можно было выразить одним словом: Магия.
Тогда, в 90-х, я думал, что это та самая пресловутая магия рок-н-ролла. Сейчас, спустя четверть века, я понимаю, что это первозданная и чистая магия Настоящей Любви.