«Германия единственная несет ответственность за развязывание страшнейшей бойни XX столетия. Все остальные трактовки, ставящие под сомнение этот исторический факт, недопустимы и несправедливы по отношению к жертвам нацистского режима».
Нет, это – не шаблонная фраза из победного доклада российского патриота. Это - слова из статьи Хайко Мааса, министра иностранных дел Германии, которую он написал к 75-летию окончания Второй мировой войны.
Германия прошла глубокий процесс национального покаяния и осознания собственной истории и преступлений, совершенных ею в 30-40-х годах прошлого столетия. Произошло это не сразу. Только спустя два десятилетия, в середине 60-х, в немецком обществе назрел вопрос: как такое вообще могло произойти?
Германии пришлось признать свою вину. И это признание было сделано большей частью общества страны. Немцы отказались прятаться за удобной ширмой - мы не знали о происходящем. Поддержка Гитлера была всенародной. Для современной Германии 8 мая – это не день поражения, это - день освобождения от нацизма. Именно так его воспринимают там.
«Эта дата стал той ценой, которую заплатили немцы за то, что не смогли самостоятельно освободиться от нацизма» - настаивает в своей статье Хайко Маас.
После Второй мировой войны здание Рейхстага, ставшего символом сокрушительной победы Красной армии, долгое время находилось в разрушенном состоянии, и было восстановлено только к 1999 году. Здесь тогда разместился парламент объединенной Германии. При реконструкции внутренних помещений сохранили часть граффити, которые сделали солдаты Красной армии весной 1945 года: «Привет Москве! Берлину крышка!»; «За Ленинград расплатились полностью!»; «Осмотрели развалины Берлина, остались весьма довольны»; «Посеешь ветер, пожнешь бурю»... Всего 160 посланий и автографов на различных участках общей длиной 100 метров. Нецензурные выражения, после согласования с российским посольством, конечно удалили. Остальные, недоступные для обозрения надписи были специальным образом законсервированы для потомков.
И зачем им всё это?
Сохраненные настенные артефакты свидетельствуют, что отношение немцев к нацистскому периоду истории – это отношение уже выздоровевшего общества, понимающего всю глубину исторических событий и допущенных ошибок. Подобное отношение определяет и нынешнюю внешнюю политику Берлина, который пытается поддерживать цивилизованные дипломатические отношения с Москвой даже после развязанной войны на Украине.
В начале 2000-х вопрос об удалении надписей в Рейхстаге был вынесен группой депутатов на голосование в бундестаге. Реакция тогдашних политиков и общественных деятелей Германии на данную инициативу была однозначна и непреклонна:
«Нам всем должно быть стыдно, что подобные вопросы еще дискутируются в нашем парламенте. Большинство депутатов их никогда не поддержит. Мы должны сохранить в этом здании следы горьких страниц германской истории» - президент бундестага социал-демократ Вольфганг Тирзе.
«Надписи – это лучшее доказательство того, что в германской истории был этап, когда один человек по имени Гитлер поставил под вопрос само существование немецкого народа. Надписи – это огненные письмена на стене, предупреждающие парламентариев, чтобы они никогда больше не допускали повторения этого» - профессор Гельмут Энгель.
«Эти граффити являются аутентичными свидетелями истории, которые не были созданы героическими монументами по приказу властей. Это - выражение триумфа и страданий простого человека. Они напоминают об ужасных последствиях нацистской диктатуры. Подписавшие запрос депутаты стремятся не только очистить стены, но и найти сомнительный повод для отказа от теневых сторон германской истории» – депутат Экардт Бартель (Социал-демократическая партия Германии).
«Этот акт забвения недопустим. Имена должны быть сохранены. Речь идет об отдельных судьбах, об истории снизу» - депутат Хорст Кубачка (Социал-демократическая партия Германии).
Подавляющее большинство депутатов (89%) тогда проголосовало против удаления русских надписей со стен внутри здания парламента.
«И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.» (Священное писание. Х век до Р.Х.)