Этот мост подвергся коренной реконструкции впервые с 1959 года. Строителям пришлось практически полностью поменять всю его конструкцию, за исключением опор, потратив свыше 1 млрд руб. Работы были выполнены раньше намеченного срока, и уже 20 октября 2021 года по обновленному Старому мосту вновь пошли автомобили.
Нужен мост
Когда-то это была единственная дорога через главную сибирскую реку, ведущая в Барнаул со стороны Новосибирска. В 1990-е в выходные дни на ней выстраивались многокилометровые пробки — одной полосы для въезда в краевую столицу с федеральной трассы Р-256 (Чуйский тракт) и одной для выезда из города было уже недостаточно. Это становилось очевиднее с каждым годом.
Еще в советское время в районе речного вокзала начиналось строительство второго моста через Обь длиной 943 м (плюс 16 км подъездной дороги); первые сваи были забиты в 1989-м, но в начале 1990-х проект на время заморозили из-за нехватки средств. Правда, долго ждать не пришлось — весной 1992-го в регион с визитом прибыл Борис Ельцин, который в то время одновременно занимал пост президента и главы правительства. Прямо на берегу, осмотрев, что успели сделать в рамках проекта в конце прошлого десятилетия, он подписал (как говорят, прямо на спине у губернатора) указ о выделении средств для достройки мостового перехода.
Работы возобновили, и уже в июле 1997-го у автомобилистов появился выбор, где пересекать Обь. Правда, проезд по новой шестиполосной дороге сделали платным — общественники добились отмены сборов только к концу 2010 года. В народе за этими объектами закрепились незамысловатые названия — Старый и Новый мост соответственно. Первый в полной мере оправдывал свое имя, и не только в плане количества лет эксплуатации, но и общего состояния дорожного полотна и конструкции в целом.
Мост с историей
Старый мост является совмещенным. Сначала появилась его железнодорожная часть — сооружение начали возводить в октябре 1913 года в рамках проекта строительства стальной магистрали от Семипалатинска до Ново-Николаевска (Новосибирска) (653 км), выходящей на Транссиб. Сибирские предприниматели неустанно говорили о ее необходимости с конца 19 столетия. Одним из главных инициаторов создания этой дороги был купец Владимир Жернаков.
Мостовой переход через Обь оказался одним из самых сложных объектов на линии. Необходимые материалы и оборудование доставляли по реке. Камень для быков привозили с Чарышского карьера, расположенного примерно в 200 км от места стройки. Мостовые фермы собирали на берегу у причалов. Основной объем земляных работ производился вручную. Трудилось на площадке до 2,5 тыс. человек. К участию в проекте пригласили несколько польских специалистов. Колеса первого поезда простучали над рекой через два года после начала работ, а первый пассажирский прошел по нему 8 октября 1915-го.
Интересно, что по задумке мост предполагалось приспособить и для пешеходов, и для движения конного транспорта, построив необходимы съезды и подъезды. Но сделано этого не было — свою роль сыграла начавшаяся Первая мировая война, из-за чего расходы пришлось сократить. Согласно смете, стоимость сооружения длиной 747 м составляла 1,4 млн руб.
Алтайская железная дорога, а вместе с ней и мост, недолго находились в частной собственности (в числе акционеров было и несколько французских банков). В 1918-м магистраль со всей прилегающей инфраструктурой была национализирована. Примечательно, что по первоначальному договору объект должен был перейти государству только в 1990-х. Но Октябрьская революция все изменила. В 1959 году над одним из путей проложили двухполосную автомобильную дорогу, которая уже к 1971 году достигла своей максимальной пропускной способности в 9 тыс. транспортных средств в сутки.
Нужен капитальный ремонт
Автодорожная часть моста до 2018 года находилась на балансе барнаульских коммунальщиков, пока ее не передали в федеральную собственность, что и привело к капитальному ремонту объекта — он не проводился ни разу за все 60 лет. При обследовании выяснилось, что несущие конструкции находятся в аварийном или предаварийном состоянии, плиты проезжей части были деформированы. Проект по капитальному ремонту был создан в 2019 году. Закрыли мост в январе 2020-го, в связи с чем у автомобилистов не оставалось выбора в плане маршрута. Пока Старый мост реконструировался, на Новом в пятницу и воскресенье наблюдались большие пробки.
При реконструкции мост практически полностью перестроили, нетронутыми остались лишь опоры. Был выполнен большой объем работ, включая демонтаж 11 тыс. тонн железобетонных конструкций, укладку 370 металлических ортотропных плит и двухслойного щебеночно-мастичного асфальтобетонного покрытия; установку новых насадок опор и 180 балок пролетных строений весом 2,5 тыс. тонн.
Реконструкцию завершили на месяц раньше намеченных сроков, и 20 октября 2021 года состоялось долгожданное открытие. Как отмечается, обновленная конструкция прослужит по назначению еще минимум 50 лет. Протяженность моста составляет 1,3 км (с учетом эстакад).
Двух мостов мало
Для полного решения транспортного вопроса в городе Барнауле, как неоднократно заявлялось в последние годы, необходимо строить третий мост. Приоритетным вариантом является район поселка Бельмесево, примерно в 15 км выше по течению от Нового моста. Но все упирается в деньги. У региона такой суммы нет, поэтому без поддержки Москвы проект вряд ли будет осуществлен. По предварительным подсчетам, на его реализацию понадобится порядка 60 млрд руб.
в статье использованы изображения ФКУ УПРДОР "АЛТАЙ" / altay.rosavtodor.ru