Результаты РП «Экспорт АПК»: создание перечня предприятий— экспортеров АПК инаиболее перспективных стран, достижение показателя по экспорту АПК, аккредитация ветеринарных лабораторий. С целью реализации регионального проекта Комитетом по промышленной политике, инновациям иторговле Санкт-Петербурга заключено соглашение сМинистерством сельского хозяйства Российской Федерации. Федеральным бюджетом ибюджетом Санкт-Петербурга запланированы ассигнования на аккредитацию ветеринарных лабораторий на условиях софинансирования всоотношении 49–51%. Основные мероприятия регионального проекта направлены на продвижение товаров (услуг), продукции ибрендов предприятий АПК на мировые рынки, втом числе проведение мониторинга среди экспортно ориентированных предприятий на предмет выявления приоритетных региональных товаров, регионов (рынков), получение поддержки федеральных органов на производство иреализацию произведенной продукции АПК на экспорт, организацию иобеспечение участия предприятий вмеждународных специализированных торговых выставках иярмарках. 21 Кроме того, в рамках регионального проекта ведется работа по заключению предприятиями Санкт-Петербурга Соглашений оповышении конкурентоспособности по линии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В 2021году всвязи стекущей эпидемической ситуацией, возникшей по причине распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в целях обеспечения функционирования идальнейшего развития экономики вновых условиях Комитет рассматривает возможность внесения изменений впорядки предоставления субсидий (например, рассматривается возможность включения вперечень возмещаемых затрат онлайн-участие организаций ввыставочных мероприятиях, проводимых, в том числе, на территории Российской Федерации). Также с2021года предусмотрены бюджетные средства на оказание мер поддержки предприятиям в части предоставления субсидий на возмещение части затрат на транспортировку продукции АПК. Следует отметить, что входе реализации региональных проектов Санкт-Петербург столкнулся срядом рисков исложностей. Один из важных рисков— это риск сохранения негативного воздействия политики санкций, атакже введения ограничений для экспорта вряд стран. Чтобы минимизировать данный риск необходима диверсификация направлений (стран) экспорта из Санкт-Петербурга встраны Африки иЛатинской Америки, Восточной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Негативное влияние на экспорт оказала пандемия COVID-19. Кпримеру, в2020году всвязи сриском распространения новой коронавирусной инфекции практически не осуществлялось участие города вмеждународных мероприятиях. Нельзя не принимать во внимание негативные тенденции, связанные с общим падением количества МСП в результате воздействия пандемии коронавируса. Также важен риск снижения объемов экспорта зерновой продукции из-за неблагоприятных природных факторов. Возможное решение может быть вразвитии исоздании экспортно ориентированных агропромышленных производств, производителей продукции высокой глубины переработки. Еще один риск— это риск смещения логистических цепочек поставок сельскохозяйственной продукции вдругие регионы России всвязи с развитием портовых мощностей на Балтийском море, вчастности 22 запуска зерновых ипродовольственных терминалов впортах Усть-Луга, Приморск иВысоцк. Решением данной проблемы могло бы стать развитие собственных зерновых терминалов, тыловых терминалов. Необходимо выстроить эффективную систему взаимодействия с экспортёрами. На текущий момент экспорт из Санкт-Петербурга осуществляют не только региональные производители, но икомпаниитрейдеры, торговые дома. Меры поддержки, реализуемые Санкт-Петербургом, направлены на повышение конкурентоспособности собственных производителей, создание новой товарной массы за счет открытия новых агропромышленных производств, при этом в расчет показателей регионального проектов включены поставки трейдеров, динамика которых зависит от развития транспортных коридоров иэффективности мер поддержки в сельскохозяйственных регионах. Также вкачестве проблем развития экспортной деятельности можно обозначить отсутствие доступа региональных властей кданным об объемах, направлениях и динамике экспорта в разрезе отдельных экономических субъектов. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказало негативное влияние на мировую торговлю, в том числе на увеличение стоимости транспортировки, вызванной нарушением транспортно-логистических связей ицепочек; приостановку деятельности дистрибьютеров в странах-импортерах; отмену большинства выставочных и иных маркетинговых мероприятий, итакже снижение возможностей у экспортеров принять вних участие всвязи сограничительными мерами, снижение возможностей компаний на финансирование маркетинговой деятельности; введение внутренних ограничений на экспорт отдельных номенклатур продукции. Кроме того, доступные формы статистической отчетности содержат агрегированные данные, что не позволяет проводить анализ, направленный на выработку наиболее эффективных мер поддержки сцелью расширения номенклатуры экспортируемых товаров, выхода на новые рынки, вовлечения новых субъектов вэкспортную деятельность. Также отсутствие указанных данных препятствует формированию достоверных прогнозов достижения целевых показателей ивцелом препятствует эффективному развитию экспортного потенциала. Также следует отметить необходимость цифровизации процесса взаимодействия города ибизнеса вчасти касающейся экспорта. Многие компании не знают ине понимают куда обращаться за помощью, 23 а создание определенной онлайн платформы, на которой были бы сосредоточены все информационные материалы, а также была бы возможность подачи заявлений на субсидии или иные меры поддержки смогло бы кардинально переменить ситуацию. Несмотря на имеющиеся риски, уСанкт-Петербурга определенно имеются возможности, связанные сприоритетным развитием несырьевого экспорта высокого передела на уровне государственной политики, реализацией мер финансовой поддержки несырьевого экспорта, таких как: • привлечение компаний кполучению субсидий на транспортировку продукции АПК; • привлечение компаний АПК кзаключению СПК; • привлечение компаний кзаключению Корпоративных программ повышения конкурентоспособности по линии Минпромторга; • привлечение компаний кполучению поддержки АО «Российский экспортный центр» (выставки, бизнес-миссии, поиск партнеров). Необходимо повышать конкурентоспособностьь продукции компаний Санкт-Петербурга за счет привлечения экспортного финансирования и инвестиций для создания новых экспортно ориентированных производств. Кроме того, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, связанную спандемией, иобщее снижение объемов российского экспорта, Петербург смог удержать свои позиции по объему экспорта ипо итогам 9месяцев 2020года занимает 2место среди регионов Российской Федерации как врейтинге по общему объема экспорта, так иврейтинге по объему несырьевого неэнергетического экспорта.
ИСТОКИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, МЕСТА»: СЕРИЯ УРОКОВ В ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.
1 ноября 20211 ноя 2021
1
5 мин