70K подписчиков

Ню-триллер советско-российско-прибалтийского производства

103K прочитали
Прежде чем начать рассказ о фильме 1992 года «Паук», дадим некоторые пояснения касательно «страноведческой» характеристики, приведенной в названии материала.
Прежде чем начать рассказ о фильме 1992 года «Паук», дадим некоторые пояснения касательно «страноведческой» характеристики, приведенной в названии материала.-2

Прежде чем начать рассказ о фильме 1992 года «Паук», дадим некоторые пояснения касательно «страноведческой» характеристики, приведенной в названии материала. Начало работ по этой ленте пришлось на очень смутное время – конец 1990 года, когда прибалтийские республики ещё входили в состав СССР.

Продолжились съемки уже летом 1991 года, когда Прибалтика (по мнению оной) Советский Союз покинула. Окончание работ и так называемый постпродакшен (монтаж, озвучка и т.п.) пришлись на 1992 год, когда СССР прекратил свое существование. Причем, основные затраты в этой связи взяла на себя российская сторона. Опять же нельзя не отметить, что права на кинокартину принадлежат России, хотя и снималась она во многом стараниями Рижской киностудии.

Мы упоминали этот странноватый, но всё-таки небезынтересный пугающий фильм в связи с одноименной короткометражкой. Если же говорить именно о ленте 1992 года, то здесь жанр очень сложно определить, так как есть и элементы барочного ужаса, и искусствоведческого триллера, и весьма популярной в те годы эротики. Можно было бы сказать, что это своего рода отечественный вариант джалло, но лента местами получилась почти воздушная. А потому мы её характеризуем как ню-триллер.

Сначала расскажем о плюсах «Паука». Это, несомненно, следы крепкой советской киношколы, которая чувствуется в первой половине фильма. Хотя ближе к финалу действие скатывается в какой-то эксплойтативный хоррор, что, конечно же, минус.

Замысел фильма был весьма интересным. Показать в высшей мере небанальные отношения художника и модели (иногда именуемой натурщицей). Причем, подать их в мистическом ракурсе, что планировалось приправить некими психоаналитическими отсылками. Однако вместо того, чтобы взять теорию архетипов Юнга, решили воспользоваться крайне популярным в то время Фрейдом.

Рижская киностудия уже обращалась к теме искусства как «искуса», «искушения» (можно вспомнить хотя бы «Фотографию женщины с ружьем и диким кабаном»). Только в данном случае подразумевалась не фотография, а живопись. Причем, живопись религиозная. Одной из католических общин потребовалась картина.

Фильм, который предвосхитил знаменитого «Леона»

Наши кинокритики почему-то говорили об образе Марии Магдалины, хотя из сюжета явственно следует, что речь идёт о Мадонне (подчеркнутая невинность, фиолетовый омофор и т.д.) Впрочем, мастерская художника оказалась «вратами в иной мир». И ладно бы здесь оживали только образы а-ля «Весна» Боттичелли. Но здесь пробуждаются и страшные видения «под Босха».

Кадр из фильма «Паук» (1992)
Кадр из фильма «Паук» (1992)

Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»

Сам художник подан как некий демон, предводитель тайного культа, некогда укушенный ядовитой паучихой. По законам сумрачного жанра он сам оборачивается в паука, что связано с пугающими и откровенными снами девушки Виты. И тут нельзя не отметить юной красоты дебютировавшей в этой кинокартине Аурелии Анужите (это, наверное, самое несомненное преимущество фильма)