Найти тему
Мяч!Медиа

«В социальное предпринимательство идут из собственных историй»

Социальное предпринимательство может не только смягчить или решить многие проблемы общества, но и изменить инфраструктуру районов и городов, уверен руководитель региональных проектов фонда «Наше будущее» Евгений Рахновский. О важности системной поддержки, изменениях в секторе соцпредпринимательства и итогах десятой премии «Импульс добра» он рассказал автору Мяч!Медиа Ирине Мальвинской.

ЕВГЕНИЙ РАХНОВСКИЙ
ЕВГЕНИЙ РАХНОВСКИЙ

— Социальное предпринимательство в России развивается сравнительно недавно. И хотя в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» было прописано понятие «социальное предпринимательство», вы говорили, что закреплено это понятие было только два года назад. О какой поправке речь?

— Всё правильно, в 2019 году на законодательном уровне были внесены поправки в Федеральный закон № 209 о малом и среднем бизнесе, где есть четкие определения, что такое социальное предприятие и социальное предпринимательство, по каким критериям присваивается этот статус и как его получить.

— Почему, на ваш взгляд, важно формировать инфраструктуру поддержки таких предприятий?

— Мы говорим о предприятиях и организациях, которые имеют социальную направленность. Они не просто умеют зарабатывать деньги. Часть своей прибыли они тратят на решение проблем нашего с вами окружения. Это предприятия наивысшего уровня, которые понимают проблемы общества и готовы помогать решать их.

— Фонд «Наше будущее» одним из первых начал заниматься темой социального предпринимательства. Фонд не только предоставляет беспроцентные целевые займы, но и оказывает информационную, юридическую поддержку, следит за устойчивым развитием поддержанных проектов. Особый акцент вы делаете на организации сбыта продукции социальных предприятий, где часто работают люди с ограниченными возможностями здоровья. Существуют ли для этого системные решения и какие? Что сейчас делается?

— Мы поддерживаем не только такие предприятия. Да, у нас в портфеле есть проекты, в которых работают социально незащищенные граждане, выпускается социально значимая продукция. Но если смотреть по отраслям, это все же не узкое направление деятельности. Можно также рассматривать культуру, спорт, экологию и здоровье. Социальное предпринимательство существует в совершенно разных сферах. Любые организации, в которых руководство понимает как свою задачу решение определенных социальных проблем, можно относить к социальному предпринимательству.

Из производственных предприятий, которые мы поддержали, могу назвать Всероссийское общество слепых и Всероссийское общество инвалидов. Ни для кого не секрет, что они были созданы после Второй мировой войны для трудоустройства и социализации инвалидов. Это предприятия с длительной историей, у них хорошо отлажены коммерческие связи для реализации выпускаемой продукции. Мы же помогаем разобраться в экономике, рассказываем о возможностях перепрофилирования, чтобы в современных условиях они имели возможность выпускать наиболее актуальную продукцию, зарабатывать деньги и  в последствии расходовать их на решение своих социальных задач.

Как пример культурного проекта, который мы профинансировали и поддержали, могу отметить «Коломенскую пастилу». Была восстановлена фабрика, возрождена традиция по изготовлению пастилы. В результате в Коломну потянулись туристы, которые интересуются не только архитектурой города, но и его историей. Соответственно, вся коммерческая инфраструктура, кафе и рестораны также начали пополнять свой ассортимент, привлекать туристов, оставляющих деньги в бюджете региона.

ФЕСТИВАЛЬ «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАКЛАДКА ИСТОРИЧЕСКОГО САДА», КОТОРЫЙ ОРГАНИЗОВАЛА КОМАНДА МУЗЕЯ «КОЛОМЕНСКАЯ ПАСТИЛА»
ФЕСТИВАЛЬ «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЗАКЛАДКА ИСТОРИЧЕСКОГО САДА», КОТОРЫЙ ОРГАНИЗОВАЛА КОМАНДА МУЗЕЯ «КОЛОМЕНСКАЯ ПАСТИЛА»

— Социальное предпринимательство — это низкомаржинальный бизнес, поэтому важна поддержка и частных фондов, и государства. Для этого недавно был создан реестр социальных предпринимателей. Кому из социальных предпринимателей стоит туда вступать и зачем?

— Правильно, это невысокомаржинальный бизнес, ведь часть заработанных средств все-таки тратится на социальные нужды. Хотя есть экономически достаточно сильные предприятия, которые нашли свое место на рынке и не имеют большой конкуренции.

Сейчас для социальных предприятий создается инфраструктура, многие государственные программы направлены на поддержку малого и среднего бизнеса. Но не все осведомлены, какие меры поддержки есть на федеральном уровне и в регионах, есть сложности с оповещением.

С момента принятия поправок в федеральный закон прошло всего два года. Это небольшой срок, поддержка только формируется. Но в этом году те, кто уже вступил в реестр, имеют возможность получить субсидии до 500 тысяч рублей. Помимо субсидий, присутствие в реестре — определенный «знак качества». Значит, предприятие проверено, имеет историю, не скрывает отчетность.

— Как шла подготовка к премии «Импульс добра» в этом году?

— В этот раз у нас был очень сокращенный срок приема заявок из-за пандемии. До середины мая мы даже не знали, будем ли вообще проводить премию. За время конкурсного отбора поступило более 200 заявок, а участниками стали 48 регионов. Будем награждать 12 лауреатов в 8 номинациях.

ПРЕМИЯ «ИМПУЛЬС ДОБРА»
ПРЕМИЯ «ИМПУЛЬС ДОБРА»

В номинации «За личный вклад в развитие социального предпринимательства» в этом году у нас сильные и интересные проекты, которые представлены тремя регионами: Астраханская область (медицинский проект), Калининградская область (историко-культурный проект) и Санкт-Петербург (просветительский патриотический  экологический проект). Есть две номинации за лучшую корпоративную программу, в которых мы отмечаем крупный бизнес. Наши эксперты в этот раз отметили проекты СИБУРа и «Северстали».

— Как изменился сектор социального предпринимательства за последние годы? Какие социальные проблемы сейчас чаще всего берутся решать социальные предприниматели?

— Как правило, в социальное предпринимательство идут из собственных историй. В эту сферу не идут просто так, мало кто вообще понимает специфику.

Мы проводим исследования, чтобы проанализировать изменения в секторе. Например, лет пять-шесть назад практически невозможно было устроить ребенка в бюджетный детский сад. Сейчас этот вопрос закрывается бизнесом, создается конкуренция. А это значит, что происходит повышение качества услуг. Если брать культуру, то на примере той же Коломны мы видим, что инфраструктурные проекты влияют не только на частный бизнес, но и на структуру всего существующего городского хозяйства. Да, не все проекты можно тиражировать, но неплохо хотя бы смотреть, как модель реализована и работает, находить «изюминки» в своем регионе. Ведь в каждом из них есть свои традиции, история, память.

Появляется потребность в каком-то направлении — соцпреприниматели ее закрывают.

— Расскажите о проектах этого года, которые вам больше всего запомнились.

— Могу отметить медицинский проект в Южном федеральном округе. Это достаточно серьезная организация, у которой скоро открывается второй медицинский центр. Мы помогли с приобретением высокотехнологичного оборудования, аппаратов КТ. В этот центр могут приехать не только астраханцы, но и жители Ингушетии, Волгоградской области, чтобы провести необходимые обследования по приемлемыми ценам.

-4
-5

Еще у нашего фонда есть направление помощи в реализации продукции соцпредпринимателей — торговый дом «Больше, чем покупка». Основная задача проекта — аккумулировать продукцию социальных предпринимателей и оказывать поддержку в ее продаже. Например, мы сотрудничаем с нефтяной компанией «Лукойл», которая на площадках минимаркетов своих АЗС выставляет продукцию социальных предпринимателей, это может быть продукция для дачи, игрушки для детей, что-то в дорогу.

СВЕТООТРАЖАТЕЛЬНЫЕ НАКЛЕЙКИ ПРОЕКТА «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОКУПКА»
СВЕТООТРАЖАТЕЛЬНЫЕ НАКЛЕЙКИ ПРОЕКТА «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОКУПКА»