В продолжение темы контроля экспорта леса и лесоматериалов хотелось бы осветить те моменты, которые уже сделаны таможенными органами в данном направлении, а также рассказать о перспективах в данном направлении деятельности.
В 2021 году при участии таможенных органов РФ был реализован комплекс следующих мероприятий:
1) внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации[1] (далее – Лесной кодекс РФ), которые заложили правовую основу создаваемой федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК), оформления электронного сопроводительного документа.
При этом Федеральный закон определил, что ФГИС ЛК заработает с 1 января 2023 года, а до этого будет модернизирована действующая единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), которая должна обеспечить:
- прослеживаемость всей цепочки движения древесины, от заготовки на лесосеке до производства продукции или вывоза за рубеж;
- возможность автоматической передачи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО) сведений, необходимых таможенным органам для принятия решений о вывозе древесины из Российской Федерации;
- контроль сопроводительных документов в электронном виде, исключения возможности их оформления в случае представления недостоверной информации, в том числе о месте и объеме заготовки древесины, ее видовом (породном) и сортиментном составе.
2) ФТС России была наделена полномочиями при проведении таможенного контроля осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства для недопущения нелегального вывоза древесины из Российской Федерации[2] (право требовать документы, предусмотренные лесным законодательством, проводить проверочные мероприятия и сопоставлять содержащиеся в указанных документах данные со сведениями в информационной системе лесного комплекса);
3) отменено неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование при экспорте лесоматериалов;
4) на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года включительно установлены вывозные таможенные пошлины в отношении отдельных видов древесины со степенью естественной влажности более 22%.
В целях повышения полноты взимания таможенных платежей в отношении вывозимых лесоматериалов ФТС России направила в аппарат Правительства Российской Федерации предложения об установлении ставок вывозных таможенных пошлин без учета влажности в отношении отдельных видов лесоматериалов товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, которые в настоящее время рассматриваются на площадке Минэкономразвития России;
5) актуализирован перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые разрешено осуществлять вывоз древесины.
В результате с 1 января 2022 будет сокращен до 69 (было 97) перечень пунктов пропуска, через которые разрешено вывозить лесоматериалы, классифицируемые в товарных позициях ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4404, 4406, (в данное постановление также включены товары, классифицируемые в товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 4407).
Помимо перечисленных выше мероприятий в настоящий момент планируется:
- усовершенствовать технологию таможенных операций в отношении вывозимых лесоматериалов, основанной на сопоставлении данных из информационной системы лесного комплекса со сведениями, содержащимися в ЕАИС ТО;
- внести изменения в Порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, предусматривающих возможность контроля маркировки лесоматериалов при декларировании товаров;
- создать новые автоматические индикаторы риска, направленные на обеспечение контроля в рамках СУР экспортируемых леса и лесоматериалов;
- оснастить и оборудовать места складирования древесины для целей проведения фактического таможенного контроля данных товаров;
- совместно с Минтрансом России, ОАО «РЖД» обеспечить оборудование железнодорожных пунктов пропуска средствами таможенного контроля, позволяющими в автоматизированном режиме контролировать объемы перемещаемых лесоматериалов;
- реализовать технологию автоматизированного контроля таможенной стоимости в отношении экспортируемых товаров, облагаемых вывозной таможенной пошлиной;
- подготовить разъяснения о классификации отдельных видов лесоматериалов в соответствии с новой структурой товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС в целях обеспечения единообразия и повышения эффективности таможенного контроля данной категории товаров;
- подготовить предложения по использованию приборов измерения влажности с учетом климатических особенностей регионов Российской Федерации.
Полагаем, что участникам ВЭД, которые осуществляют экспорт леса и лесоматериалов может быть полезна данная информация для того, чтобы заранее подготовиться к новым инициативам со стороны таможенных органов РФ.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД
[1]Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные -законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений)- (далее - Федеральный закон).
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1099 «О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними».