Хемингуэя я читал в молодости и прочел почти все. Но в последние годы его не перечитывал, за исключением "Фиесты" и "Праздника, который всегда с тобой". Не перечитывал, чтобы не испытывать разочарования. Ведь книги, они как женщины, некоторые, словно верные подруги, сопровождают тебя всю жизнь, а о других лучше сохранить первое впечатление.
Однако, роман Хемингуэя "За рекой, в тени деревьев" я раньше не читал, наслушавшись нелестных отзывов. Но оказавшись в книжном магазине, и наткнувшись на эту книгу, решил, что пришло время лично познакомиться с пропущенным произведением.
Итак , перед нами история 50-летнего полковника Ричарда Кантуэлла, приехавшего в Венецию, чтобы проститься со своей последней любовью, юной Ренатой. И эта история имела в своей основе вполне реальную основу.
Во второй половине 40-х годов физическое и психическое состояние Хемингуэя оставляло желать лучшего. Его постоянно преследовали бытовые травмы, обострились многие болезни, он страдал от повышенного давления и весил свыше 100 килограммов. Личная жизнь тоже не добавляла спокойствия. В январе 1946 года Хемингуэй развелся с третьей женой журналисткой Мартой Геллхорн и в марте этого же года женился на журналистке Мэри Уэлш. Но новый брак не оправдал возлагаемых на него надежд. Сыновья Хемингуэя не желали признавать очередную жену отца, да и у самого писателя отношения с сыновьями были довольно напряженные. Вдобавок, беременность Мэри пришлось прервать по медицинским показателям, и долгожданной дочки писатель так и не дождался. От этого он еще больше стал пить, чаще пропадать на рыбалке и все меньше работать. Последний роман Хемингуэя "По ком звонит колокол" вышел в далеком 1940 году. Он честно старался работать, как прежде, но как прежде не получалось. К тому же старых друзей становилось все меньше - одни ушли из жизни, с другими он разругался. Несмотря на мировую известность писатель был очень одинок. Недаром в его усадьбе на Кубе проживало сорок котов и кошек, о которых он очень заботился и даже выстроил им отдельный дом.
В сентябре 1948 г. Хемингуэй вместе с женой отправился в Италию. По словам Максима Чертанова (в миру Марии Кузнецовой), автора биографии Хемингуэя, в Италии писатель почувствовал себя значительно лучше. Все встречали его очень тепло и все восторгались его творчеством.
Хемингуэй побывал на месте боев, где был тяжело ранен в I мировую войну. Некоторое время жил в Венеции, в ноябре охотился на уток в ее окрестностях. Все это позже найдет отражение в романе "За рекой, в тени деревьев".
На зиму чета Хемингуэев отправилась в Доломитовые Альпы, в городок Кортина - д`Ампеццо. Там, в доме барона Франчетти, Хемингуэй встретил 18-летнюю Адриану Иванчич, которая станет прообразом Ренаты. "И вот она вошла - во всей своей красе и молодости, - высокая, длинноногая, со спутанными волосами, которые растрепал ветер".
Предки Иванчич были хорватами, но давно осели в Италии. Семья, некогда богатая, обеднела после смерти отца Адрианы, погибшего то ли от рук партизан, то ли от рук бандитов. Девушка окончила католическую школу, хорошо рисовала и воспитывалась в строгости.
В книге "Белая башня" (1980), довольно слащавой по мнению М. Чертанова, Иванчич вспоминает о встречах с Хемингуэем: "Сначала я немного скучала в обществе этого пожилого и так много видевшего человека, который говорил медленно, растягивая слова, так что мне не всегда удавалось понять его. Но я чувствовала, что ему приятно бывать со мной и разговаривать, разговаривать. При моем появлении он начинал сразу смущенно улыбаться и переваливаться с ноги на ногу, как большой медведь".
Но в отличии от романа, где Рената страстно любит полковника, отношения между Хемингуэем и Адрианой, скорее всего, были платоническими. Для 18-летней Адрианы 49-летний писатель был стариком, за которым, к тому же, неотступно следовала жена. А Хемингуэй, несмотря на свое увлечение девушкой, хорошо понимал, что вряд ли сможет сделать её счастливой.
Неприятности преследовали Хемингуэев и в городке Кортина-д`Ампеццо. Мэри сломала ногу, катаясь на лыжах, а писатель провел две февральские недели в постели, борясь с простудой. Затем на охоте ему в глаз попал кусочек пыжа, и он очутился в больнице. После выздоровления чета Хемингуэев отправилась в Венецию, где жила в отеле "Гритти-палас", описанный в романе. Писатель встречался с Адрианой, совершал с ней прогулки по Венеции. В конце апреля 1949 г. супруги Хемингуэй, к большому облегчению Мэри, отплыли из Генуи в Гавану. На Кубе Хемингуэй сразу принялся за работу. В военном романе, который он писал в 46-47 годах, благодаря Адриане, появилась любовная линия.
Книга была близка к завершению, когда Хемингуэй, вопреки желанию Мэри, решил вновь отправиться в Европу. В ноябре 1949 г. супруги отплыли во Францию, а после Нового года остановились в Венеции, где Хемингуэй снова встречался с Адрианой. Этого бедная Мэри больше выдержать не смогла и потребовала сменить обстановку. Супруги отправились в Кортина-д'Ампеццо. Книга была практически завершена, иллюстрации к ней должна была делать Адриана, и Хемингуэй объявил Мэри, что возвращается в Венецию, а она может и не сопровождать его. Неизвестно, произошло ли в Венеции объяснение между писателем и девушкой, но через две недели Хемингуэй помирился с женой, и 22 марта 1950 г. они отправились в Америку.
В сентябре 1950 г. роман "За рекой, в тени деревьев" был напечатан тиражом в 75 тысяч экземпляров. Хемингуэй считал, что он создал великолепное произведение, но литературные критики встретили книгу довольно прохладно. Они обвиняли автора в манерности, слащавости, сентиментальности и самоповторах. М. Чертанов пишет: "...критики действительно были жестоки, может, потому, что заранее настроились на шедевр. А ведь "За рекой" писал человек, выкарабкивающийся из лап болезни, давно не работавший; писал как начинающий, заново учащийся ремеслу...".
Адриана не оценила его работу: "Да, он написал роман в мою честь, думая обо мне, но мне не нравится книга и, думаю, ему тоже". Они с матерью боялись светского скандала, и Хемингуэй запретил публикацию романа в Италии в течение двух лет. Однако приехать на Кубу Адриана не отказалась. Предлогом послужило желание посетить брата, осевшего на Кубе с помощью Хемингуэя. Адриана с матерью приехали в конце октября 1950 г. и гостили в доме Хемингуэя до февраля следующего года, что отнюдь не способствовало укреплению семейной жизни писателя. Она улетела, и Хемингуэй в течение нескольких лет, будет писать ей нежные трогательные письма.
Потом будет ошеломляющий успех повести Хемингуэя "Старик и море", за которую в 1953 году он удостоится Пулитцеровской премии. Будет авиакатастрофа в Африке зимой 1954 г., и ожоги, полученные при пожаре в охотничьем лагере. В марте он окажется в Венеции. Целыми днями писатель будет лежать в отеле "Гритти" и пить с утра до вечера, чтобы заглушить боль. Раза два или три приходила Адриана. О любви они больше не говорили. Роман закончился. В октябре 1954 г. Хемингуэй получит Нобелевскую премию, а 2 июля 1961 г. застрелится из охотничьего ружья.
Адриана продаст письма Хемингуэя за 17 тысяч долларов, хотя обещала их сжечь. Выйдет замуж за немецкого графа и родит ему двоих сыновей. В 1983 г. она повесится в своем имении.
Вот такая грустная история любви. И зная её, совсем по другому воспринимаешь роман "За рекой, в тени деревьев". Совсем по другому.