Цветочные имена относятся к числу самых древних, как и сравнение женщин с прекрасными цветами. А королевой цветов всегда была роза, которая нашла себе место как в языческой, так и в христианской символике, прекратившись в символ не только красоты и любви, но и смерти.
В античной культуры роза связана с богиней красоты и любви Афродитой. Но этот цветок не просто подчеркивал ее прелесть, а напоминал о смерти любимого мужчины — красавца Адониса. Тот погиб от клыков свирепого кабана на охоте. Впрочем, с его смертью не все было чисто — к ней приложил руку то ли бог войны и возлюбленный богини Арес, то ли ревнивая Персефона, то ли неукротимая охотница Артемида. Так или иначе прекрасный юноша умер, а там, где пролилась его кровь, выросли красные розы. По другой версии, цветы возникли из слез или крови самой Афродиты, которая поранилась, пока искала тело возлюбленного. С тех пор розовые венки украшали богиню.
А вот шипы появились вследствие каприза сына Афродиты Эрота (он же Купидон). Он отдыхал среди розовых кустов, когда его ужалила змея. Тогда крылатый бог разозлился и выстрелил в цветы, так у них и выросли шипы. Розы цвели и на Елисейских полях — не в Париже, разумеется, а в античном раю для героев. Так цветок становится эмблемой не только страсти, но и загробного мира.
Поклонники Диониса считали, что венки и гирлянды из роз во время вакханалий обладают антипохмельным свойством, и помогут им держать язык за зубами, когда они сильно напьются. Неизвестно, помогали ли они на самом деле, но так роза стала символом тайны, причем это ее значение сохранилось и в средневековой мистике. Ее изображения вырезали в исповедальнях, а латинское выражение «sub rosa» (то есть «под розой») в переносном смысле означало полную секретность сообщения.
Имя розы получили и римские торжества — розалии — которые устраивались в честь умерших, когда жители Италии украшали гробницы этими цветами. Точной даты не было, но римляне обычно отмечали его в промежутке между апрелем и июлем в зависимости от цветения кустов. Кстати, обычай сохранился и после прихода христианства. До сих пор в Испании, Италии и Южной Франции Троицкое воскресенье называют «Пасхой роз» и «Розовым воскресеньем». Немцы, голландцы, австрийцы, бельгийцы отмечают розалии в день Петра и Павла. Они верят, что сам святой Петр в этот день рассыпает розы из райского сада.
В Средние века роза обзавелась новыми легендами о своем происхождении. Например, христиане верили, что до грехопадения у роз не было шипов. Согласно еще одному преданию, все розы в Эдеме были белыми, пока Ева не поцеловала их, тогда цветы покраснели от удовольствия. По другой версии, розы стали красными от стыда после грехопадения первых людей. Богословы видели в красной розе символ крови, которую пролил Христос и небесной любви в целом, а трубадуры — чувственности, страсти и земной любви.
А вот белая роза была эмблемой загробной жизни, смерти, но при этом чистоты и непорочности, в этом значении она часто приравнивалась к лилии и была атрибутом Девы Марии. Кстати, в Средние века венки из белых роз разрешалось носить только юным и невинным девушкам, а также невестам.
Вообще розы в христианстве стали эмблемами множества святых — Георгия, Валентина, Розалии, Доротеи Кесарийской, Розы Лимской, Екатерины Сиенской, Елизаветы Венгерской, Касильды Сарацинки и многих других. Согласно легендам, красные розы вырастали из пепла сожженных святых мучеников. Такой куст будто бы вырос и на месте сожжения Жанны д'Арк. В христианской символике роза вообще стала универсальной эмблемой — зелень напоминала о радости вечной жизни, цветок о славе, шипы о мучениях. Тайные сообщества также использовали розы. Масоны хоронили собратьев, опуская в могилу три розы, которые означали свет, любовь и жизнь. Крест, обвитый розой, стал эмблемой розенкрейцеров.
Впрочем, в поверьях германских народов розовые кусты были убежищем фей, эльфов и гномов, которые в народной традиции (в отличие от фэнтези) считались одним и тем же народом, отличаясь лишь внешней красотой и нравом.
Персидская поэзия также воспела розу, которая в стихах является синонимом цветка вообще. Типичный сюжет — любовь соловья к розе. Такое возвышенное отношение позаимствовала и османская поэзия. Султаны давали своим любимым наложницам и женам имена в честь розы — Гюльбахар, Гюльфем, Гюльшах, Гюльчичек, Гюльнуш, где «гюль» значит «роза». В мусульманской символике белая роза — эмблема пота пророка Мухаммеда.
В индийской мифологии первенство розы перед лотосом отстоял Вишну, поэтому серебряная роза стала ложем для Брахмы, китайцы видели в розе символ молодости, но не связывали ее с любовью и в целом относятся к ней прохладнее европейцев.
Прерафаэлиты щедро украшали свои картины розами, отражая неразрывную связь любви, красоты и смерти. Загробную репутацию розы подчеркивает и стихотворение Киплинга, где он описывает абсолютно фантастический цветок — синюю розу в противовес привычным и земным белым и красным цветам.
Алых роз и белых роз
В дар любимой я принёс.
А она во власти грёзы:
«Синие найди мне розы!»
Я полсвета обошёл –
Роз подобных не нашёл;
Я полсвета опросил –
Смех да шуточки сносил.
К ней зимой вернулся я:
Умерла любовь моя!
Но уверен: не нашлось
И у Смерти синих роз.
Может, там она, в раю,
Обрела мечту свою?
Видно, праздным был вопрос:
Нет прекрасней наших роз!
(Перевод Антона Ротова)
Желание девушки найти синюю розу намекает на ее безвременный уход и стремление к недостижимому в жизни идеалу, ведь в природе такой цвет невозможен. Однако в настоящее время есть генетически модифицированные синие розы. Свой след роза оставила и в истории: самый крупный феодальный конфликт в истории Англии историки назвали Войной Алой и Белой розы. А Кэрролл забавно обыграл этот эпизод в своей «Алисе в Стране чудес».
#имя #роза #тайна имени