С творчеством Евгения Пермяка мы знакомы с детства, книжки писателя до сих пор входят в школьную программу для чтения и востребованы юными читателями. Многие сказки и рассказы посвящены труду - «Золотой гвоздь», «Кто мелет муку», «Тайна цены», «Торопливый ножик», «Как Маша стала большой», «Сказки о технике» и множество других. Интересно – почему?
«Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал Евгений Пермяк, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения». Хотя Евгений Виссов (настоящая фамилия писателя) родился в Перми, и даже творческий псевдоним выбрал в честь родного города, детство провел в Воткинске, с юности освоив профессии столяра, слесаря, токаря, сапожника и кузнеца.
Но вот удивительно: несмотря на пристрастие к труду рабочего-профессионала, юношу манило писательство, он начал печататься в местных газетах, получил корреспондентский билет на имя Виссова-Непряхина, поступил в Пермский университет и занялся общественной деятельностью. И здесь он начал работать в газете, но необычной, а театрализованной.
О таком еще нигде не слышали – новые выпуски газеты презентовали на сцене, сопровождая музыкой, танцами, декламацией и песнями. На «премьерах» университетский актовый зал был забит до отказа, поэтому юные корреспонденты еще и гастролировали по области – везде с неизменным успехом. Студенты называли живую газету «Кузницей», ведь Пермский университет был единственным на весь Урал, и «ковали» в нем педагогов, химиков, врачей – самые уважаемые и нужные профессии во все времена.
После окончания университета Евгений уехал в Москву, начав писать пьесы. Сегодня уже сложно поверить, но имя Пермяка в 30-е годы было известно каждому театралу: его пьесы «Перекат» и «Лес шумит» ставились почти во всех театрах СССР.
Во время Великой Отечественной войны писатель вернулся на родной Урал – в Свердловск были эвакуированы многие известные литераторы: Лев Кассиль, Агния Барто, Федор Гладков, Ольга Форш, Илья Садофьев и другие. Здесь же Евгений Андреевич Пермяк познакомился с Павлом Петровичем Бажовым, возглавляющим в то время свердловскую организацию писателей. Встреча стала решающей для нового витка в творчестве Пермяка: по совету маститого автора «Уральских сказов» он начал сочинять сказки для детей.
Первый сборник сказок «Счастливый гвоздь» появился в 1956 году, но самым известным собранием сказок стала книга «Дедушкина копилка», находящаяся сегодня в любой современной детской библиотеке. В каждой сказке автор учит ребят тому, как надо ценить и уважать дружбу, достойный труд, человеческие взаимоотношения и саму жизнь.
Может быть, темы немного серьезны для юного читателя? Сам Евгений Пермяк так никогда не считал, всегда оставаясь общественником и обращая внимания на все насущные проблемы страны даже в книгах для детей, где частенько присутствовал даже политический подтекст. Такое было время, таков был характер писателя.
«Я — это книги, - писал Евгений Пермяк, = по ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки — это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть».
А кто из современных авторов сегодня пишет о простых тружениках, мастерах своего дела, о богатстве и силе духовного творчества? Может быть, такие темы нам просто неинтересны?..
📖 Цитаты из книг Евгения Пермяка:
✍🏻 Пока жив человек, для него ничего не поздно.
✍🏻 Жизнь схожа с рекой не только лишь тем, что она тоже течет, но и тем, что виляет, поворачивает куда надо и куда не надо.
✍🏻 Раскаиваться всякий может. А разве в словах, а не в деянии настоящее покаяние?
✍🏻 Если бы всем нравилось одно и то же, тогда бы остановилась жизнь в однообразии вкусов, в тождестве чувств, в ограниченности стремлений.
✍🏻 Мудрость управления состоит в том, чтобы опережать возможные события, убавлять давление в котле и выпускать из него излишние пары.
✍🏻 Знакомые и родные места во все годы жизни зовут к себе человека. Какая-то мелочь, деталь, скамья, калитка, камень или что-то самое неожиданное вдруг возвращает в прошлое, и оно, переживаясь, воскресает хотя бы на минуту.
✍🏻 Одному даже хорошее мороженое кажется не таким вкусным.
✍🏻 Человеческое слово. И нет ничего дороже его. Нет ничего сильнее его. Город возьмёт. Врага остановит. Сердце полонит. Мертвого воскресит. Живого умертвит. На путь наставит, с пути собьет. Ненавидеть научит. За собой позовет. Народы из темноты выведет. Солнцем им засветит. Крылья вырастит... Все подвластно ему... Ежели, конечно, это большое, настоящее слово, а не пустой балабольный звон...
✍🏻 Наша схожесть и различия гармоничны. Они как позитив и негатив одного лица. Мы взаимно и одновременно звук и отзвук. Вместе мы аккорд, а порознь — только звуки.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!