Да, я - та мама, которая против инклюзии.
И знаете почему?
Потому что мой сын учится в классе с двумя "особенными" детьми.
Давайте называть вещи своими именами - в этом классе учатся два больных ребёнка.
Девочка - аутистка никого не трогает. Боюсь только, что никакой социализации обучение в коллективе ей не даёт. Она все равно ни с кем не общается, а если к ней кто-то обращается, ложится на парту и закрывает лицо руками. Всё, она в домике, её нет.
Когда учительница задаёт ей вопрос на уроке, она отвечает не сразу и только шёпотом.
Представляете, какой силы стресс испытывает ребёнок от ежедневного нахождения в классе?
Но тут все понятно: девочка в принципе обучаемая, удовлетворительно усваивает программу. Она ходит в школу, мама ходит на работу, все скрипит, но едет.
А вот со второй девочкой все гораздо веселее.
Шепота от неё ещё не слышали.
Диагноза у девочки якобы никакого нет, хотя тут неврология явная, а может, и психиатрия.
Вы скажете, кто я такая, чтобы диагнозы раздавать?
А я сейчас расскажу, как проходят уроки в классе моего сына, а потом вы сами решите, нормально это или нет.
О том, как проходят занятия в школе, я знаю не только со слов своего сына, которому доверяю, но и со слов многих его одноклассников, а также мам,которые сопровождали детей в поездках в театр и цирк, а некоторые впечатлялись талантами этой девочки прямо в школьном дворе.
Я думаю, что только потому, что сейчас инклюзия, и есть диагноз, нет его - без разницы, только потому Алиса и учится в общеобразовательных школе.
Так вот, Алиса не понимает или же не считает нужным встать, когда прозвенел звонок. Садится за парту она тоже тогда, когда ей этого захочется.
Минут пять или больше от каждого урока уходит на то, чтобы только усадить Алису за парту , а уж открывать учебник и писать в тетради учительница перестала её заставлять. Иначе урок не начнётся никогда.
На уроке Алиса играет в игрушки, принесенные из дома. Учительнице она просто их не отдает-вцепляется в игрушку изо всех сил и держит. Однажды учительница не выдержала и просто смахнула с парты все её принадлежности на пол, сказав, что раз она учиться не хочет, то может сидеть на полу как маленькая и играть. Алису это вполне устроило. Весь урок она сидела на полу и играла.
На уроке девочка может начать кричать, если ей что-то не нравится. Просто - сидит и орёт.
Учительница снимает на телефон её художества, показывает родителям Алисы, но отклика никакого нет. Более того, Алиса теперь сама снимает на телефон учительницу. Самое любимое у неё - довести педагога до белого каления и демонстративно снимать её на камеру, красную от гнева и бессилия.
Нет, девочка далеко не дура. Но поведение нормальным не назовёшь.
Мама Алисы приходит в школу ежедневно. Я сама несколько раз была свидетелем очень эмоционального разговора учительницы с мамой, когда приходила в школу за сыном в прошлом году, нас в начале первого класса ещё пускали в школу. Учительница настоятельно рекомендует им пройти медико-педагогическую комиссию. Мама просто не ведёт туда ребёнка, и все. Точка. Диагноза нет, контрольные девочка худо - бедно пишет, обучение продолжается.
А что изменится, если появится диагноз?
Да ничего! У нас же инклюзия!
Перед каникулами на урок в наш класс приходила директриса. Половину урока она орала на Алису. Алиса в ответ взяла ножницы (!!!) со стола учителя(!!!) и направила острие в сторону директрисы. Правда, не намахивалась, что радует. Просто грозно таращилась на директрису с ножницами в руках.
Лично я за все 10 лет, пока училась в школе, такого не видела.
А если Алисе не понравятся слова или действия одноклассника? Она так же тихонечко направит ножницы в сторону ребёнка или тут уже и пырнуть ими посчитает возможным?
Мой сын даже не мог рассказать связно о происшествии. Он махал руками, бегал по комнате в состоянии крайнего возбуждения, в рассказе перепрыгивал с одного на другое и только минут через 10 я смогла выяснить, что же все-таки случилось.
Я разговаривала и с другими родителями. Все дети были впечатлены разыгравшимся на их глазах представлением.
Знаете, как Алиса дерётся? Берет стул, поднимает к груди ножками вперёд (а сила у неё недюжинная) и прёт с ним на таран. Естественно, дети разбегаются. Пока она никого не пришибла, и то радует.
Недавно так толкнула одноклассницу, что она буквально упала на парту и сильно ударилась животом и грудью.
Ну хорошо, права неадекватной девочки соблюдены. Она получает образование. Я уверена, что диагноз у Алисы есть и что мама прекрасно его знает, поэтому и не ведёт её ни на комиссию, ни к школьному психологу, занятия с которым тоже рекомендовали девочке.
А как соблюдать права моего ребёнка и всех его одноклассников? Как они могут учиться, если каждый, повторяю, каждый урок уходит время на то, чтобы привести Алису в такое состояние, чтобы она хотя бы не мешала? Да ещё за это время все ученики приходят в возбужденное состояние, мало подходящее для обучения?
Так вот, повторю снова : я против инклюзии. Но не любой, а той, когда в угоду одному больному ребёнку ущемляются права других двадцати пяти детей.
Есть девочка-аутистка, которая не мешает никому, да ради бога, пусть учится. Вопрос, насколько для неё полезно такое обучение? Насколько тяжело ей, с особенностями её психики, смотреть на концерты Алисы?
Но это уже другая тема. Тема про невозможность адекватного обучения и лечения таких детей в нашей стране. Есть методы, позволяющие облегчить им жизнь - но нет ни средств, ни специалистов.
Скоро заканчиваются каникулы, и я с ужасом предвкушаю начало ежедневной школьной истерии. А самое интересное, что даже если мама с Алисой пройдут специалистов, и девочке официально поставят диагноз, все равно никуда её из класса не денут. Ничего не изменится. Инклюзия.
А я боюсь Алису. Она явно не может оценить последствий своих поступков. Особенно пугают её агрессивность и сила.
Но один выход я придумала, на тот случай, если уж совсем допечет. Настучать в органы опеки на маму, которая не лечит и не обследует явно неадекватную девочку и тем приносит ей вред. Либо не воспитывает.
Так что знаете, инклюзия инклюзии рознь. Может ребёнок нормально себя вести в коллективе - милости просим. Нет - значит, нужно обучение к другом заведении.
Ведь не зря раньше классы набирали из примерно одинаковых по силе детей. Когда я училась, например, у нас было три класса :с углублённым изучением физики и математики (по факту, у нас практически все учителя давали чуть больше школьной программы), обычный класс, и коррекционный.
И я вижу в этом смысл! Если дети тянут программу и могут больше, если учителя хотят и могут давать больше знаний, то это же замечательно! Почему мы видим смысл в раннем развитии детей, с полутора лет начинаем их таскать по "развивашкам", а в школе этого уже нет?
А те дети, которые обучались в коррекционной классе, никого не тянули назад. Они учились в своём ритме, так, как могут и хотят.
И это работало!
Из нашего класса, где было углубленное изучение физики и математики, почти все получили высшее образование. Было это, конечно, почти двадцать лет назад, все было иначе. Но ведь нам учителя смогли дать отличные знания, причём не только по физике и математике! Из нашего класса мало кто занимался дополнительно, только если по профильный предметам. И далеко не всем надо было сдавать для поступления физику и математику.
Что же творят сейчас?
Почему нет классов коррекции? Почему один или несколько неадекватных детей могут тянуть назад весь класс?
И пусть меня сейчас закидают гнилыми помидорами родители больных детей, но надо реально смотреть на жизнь.
Да, все хотят дать своим детям хорошее образование.
Но почему же это можно делать за счёт других детей?
За счёт их знаний, их нервов?
Повторюсь :есть дети - инвалиды, чьё присутствие в классе не несёт для других детей никаких неприятностей.
Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.