Найти в Дзене

Культура Скандинавии.

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. "Что нового на свете?"-вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников. Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X веке, Норвегия - в XI веке. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях "Эдды", которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. В "Эдде" действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством. С IX века старший рунический алфавит, который состоял

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. "Что нового на свете?"-вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников. Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X веке, Норвегия - в XI веке. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях "Эдды", которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. В "Эдде" действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.

С IX века старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III - IX веков. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается надпись (одно слово на наконечнике копья) из Эвре-Стабю (Норвегия, ок. 200 г.н.э.). Скорее всего это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.

Эпические песни из "Старшей Эдды"-могучие повествования исландских родовых и королевских саг. "Старшая Эдда" представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана "Старшая Эдда" в Исландии, как полагают в XII веке после появления там латинской письменности.

Рунический камень Свартсьё.Спорной является датировка рунического камня Свартсьё. Изображение двух кошек идущих друг за другом, «ирландский узелок» и стилистика надписи указывает, что камень был установлен в первой половине XI века, но имя упомянутого в ней Адиля крайне редко в памятниках VII-XIII веков, но известно, что это имя носил полулегендарный шведский король, живший в VI веке, упомянутый в «Беовульфе», поэме «Перечень Инглингов».
Рунический камень Свартсьё.Спорной является датировка рунического камня Свартсьё. Изображение двух кошек идущих друг за другом, «ирландский узелок» и стилистика надписи указывает, что камень был установлен в первой половине XI века, но имя упомянутого в ней Адиля крайне редко в памятниках VII-XIII веков, но известно, что это имя носил полулегендарный шведский король, живший в VI веке, упомянутый в «Беовульфе», поэме «Перечень Инглингов».

Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII века. "Старшая Эдда" состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, "Песнь о Нибелунгах" или "Песнь о Роланде").

"Младшая Эдда" - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII веке исландским скальдом Снорри Стурлусоном.

Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Кнуда Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им:"Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать".

Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту иллюзию. На носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.

Древко копья из болота Крагехуль. Остров Фюн, V век.
Древко копья из болота Крагехуль. Остров Фюн, V век.

Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII веке. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, "Сага об Эгиле" - сказание о знаменитом викинге и скальде X века Эгиле Скалагримссоне; "Сага о Ньяле" - о мудром исландском законнике конца X - начала XI века; "Cага об Эрике Рыжем"- об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему в кости. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги, наконец, убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому человеку, - это о его имени и месте жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.

Деталь декора «ставчурки» (столбовой церкви) в Уриесе. Середина XI в.
Деталь декора «ставчурки» (столбовой церкви) в Уриесе. Середина XI в.

"Речи Гримнира" - одна из песен цикла "Старшей Эдды" - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. В их основе лежит твердое убеждение в том, что и человек, и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно "срослось" с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. В иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят ( лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название "отчины", родины, ибо "одаль","аллод" был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и "родиной".

Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им "владеет", накладывая на его личность свой отпечаток.

В скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен, - естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение небес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основания усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. В каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами, - везде расположены двор, усадьба, бург.

Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться в одном из своих потомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.

Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. Англия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.