Найти тему

Родители о работе в группах. Программа «Территория радости»

Оглавление
Даня и Евгений на занятиях в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»
Даня и Евгений на занятиях в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»

Евгений (папа Дани)

Работа в группах проходит доброжелательно. При регулярных занятиях раз в неделю, допустим в субботу, мы встречаемся вечером в пять часов, и четыре часа длится занятие. Родители занимаются с Леной Сухоруковой, а с другими психологами занимаются дети. Иногда совместное занятие проводится. На нашем занятии выбирается тема, а перед этим мы делимся своим опытом с момента последней встречи. Рассказываем, что нас волнует. Как правило, у кого что болит, тот о том и говорит. И после этого мы ведем практическую работу. Она чаще проходит в парах. Собираемся группами и прокачиваем проблему. Даем ответы, свое видение. В каких-то случаях это бывают игры, то есть мы разбираем типовую ситуацию. Мы можем сами ее предложить, свою вынести на обсуждение и после этого находим совместно решение. При этом, для того чтобы нам было комфортно, есть правила, по которым мы действуем. Чтобы это не ранило наших соседей, коллег, собратьев по счастью. Мы не делаем персонально каких-то замечаний. Либо совместно решаем проблемы и задачи, либо кто-то делится опытом, а потом разбирает, корректирует его.

Мы люди взрослые, устоявшиеся. Нам кажется, что мы можем справиться с любыми проблемами. Но когда мы имеем дело с таким субъектом, как ребенок, всегда надо помнить, что у него есть отличие от нас. Допустим, у нас ребенок гиперактивный. Его такая возбудимость, такой темперамент — с отпечатком его прошлого. Здесь налицо, что его что-то беспокоит. Это я уже по прошествии лет смотрю на старые фотографии — мне казалось, что обычный ребенок. Потом смотрю — видно в глазах, понимаю, что он волновался тогда. Попал в семью, его хорошо принимали, самые первые праздники, которые мы отмечали с ним, та неестественность для нас… Мы ее можем списывать на что угодно, но это наше неумение справляться с ребенком, с его проблемами.

Да, у каждого есть свой багаж из прошлого. Но если у ребенка не было возможности как-то адаптироваться — мы же не знаем, в какой среде он рос и что с ним происходило, — то здесь остается только одно — создать условия, чтобы он мог не чувствовать себя вечно среди врагов. Наша задача — создать условия, чтобы он расслабился и начал развиваться. Потому что без создания атмосферы и условий для развития он будет оставаться вот таким крохотным ребеночком.

Наша ответственность построить работу и жизнь так, чтобы из него вырос самостоятельный человек. Чтобы не мы его тащили, а чтобы он научился, сумел адаптироваться к этому миру и не чувствовал его чуждым. Чтобы он не запирался, не закрывался, себя не тиранил или думал, что он такой бедный-несчастный. Отсюда могут другие комплексы происходить — это ни к чему, это не нужно. Здесь нужно задуматься, а что дальше. Вот это, допустим, пережили. Наказали или, наоборот, похвалили, завалили подарками. А что будет с ним потом? Это ответственность тоже на нас лежит.

У нас ребенку сейчас шестнадцать лет, и мы постепенно начинаем его отпускать. То есть понимаем, да, у него есть особенности, но при этом понимаем, что есть и сильные стороны. Мы опираемся на них. Слабые стороны тоже нужно подтягивать, чтобы он смог получить навык и сумел адаптироваться во взрослой жизни. Ну и человеческие отношения чтобы были с людьми. С одной стороны, должна быть поддержка, с другой стороны, нельзя его взять, притянуть, сжать, задавить. Не получится ничего.

Читать историю семьи Дани

Зоя (мама Дани и Наташи)

Я плохо себе могу представить что мы делали ли бы так, без «Подсолнуха», потому что работали, в принципе, в разных местах, с разными психологами. Изначально мы ходили в кризисный центр на Чапыгина, когда еще совсем маленькими были. Потом в «Дом милосердия». Без той помощи, в принципе, тоже было бы тяжело. Без помощи психологов мы никогда и не оставались, но тут, не знаю как сказать — масштабнее что-ли. В плане понимания не только решения конкретного чего-то, а в общем.

И потом, конечно, группа очень много дает, потому что смотришь, слушаешь — люди иногда решают такой же вопрос как у тебя. Вопросы у всех одинаковые — это как под копирку, как диагнозы какие-то у всех, просто в разной степени. Иногда в таком общении слушаешь и понимаешь какое простое решение, которое тебе не приходило в голову вообще никогда. Или наоборот — иногда послушаешь и думаешь — боже мой, как у меня все хорошо.

Дети и взрослые занимаются отдельно. Дети со своими детскими психологами, мы со взрослыми. Сначала мы рассказываем как и что у нас произошло, пока мы не виделись. Потом обычно возникает какая-то тема и мы с ней работаем, идет разбор. Потом каждый индивидуально говорит что-то по этой же теме, а потом уже результат — кто к чему пришел, что помогло, дошло-не дошло.

Программа получается трехлетняя. Мы три года были именно в программе, а теперь мы ходим раз в месяц на так называемую «Открытую среду» для всех желающих из всех программ, которые были.

Мы собираемся вместе, посвящаем время какой-то теме и общаемся. Когда идет постоянная поддержка мозг по-другому работает, чем когда ты сам с собой варишься и не находишь выход даже из простых ситуаций.

Главное, с моей точки зрения, детей нужно научить обращаться за помощью. Когда они уже станут совсем взрослыми, чтобы они поняли что есть люди, которые помогут. Потому что и дети ходят на индивидуальные консультации, я и сама прихожу на индивидуальные консультации. Иногда бывают вещи с которыми никак не справиться, а придешь даже один раз и все как-то раскладывается у тебя в голове, и понимаешь, что проблемы, собственно говоря и не было. Сама придумала, сама обиделась.

В любой семье, независимо от того приемные дети или родные, иногда очень простые вопросы превращаются в реальные проблемы. Причем проблемы, разрушающие общую атмосферу. Хотя на самом деле — с профессионалами они решаются очень просто. Если человек хочет их решить, потому что бывают люди, которые просто отказываются решать проблемы и отказываются их признавать. Тогда, ходи-не ходи, сиди-не сиди — трудно достучаться.

Читать историю семьи Дани и Наташи

Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»
Настя и Галина на занятиях в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»

Галина (мама Насти)

В 2016 году мы начали, тогда была группа, несколько семей и мы ходили каждое воскресенье. Раз в неделю с течение года. Иногда занятия совместные, но чаще всего отдельно родители, отдельно дети. Иногда в процесс объединяются, чуть-чуть совместных действий происходит, потом обратно расходимся. Само занятие — это какая-то теория, а потом практический тренинг. Под руководством Лены Сухоруковой пытаемся научиться чему-то, реализовать то, что на предлагает.

Насте очень нравится здесь. Она всегда с удовольствием сюда идет, что меня очень радует. Она меня даже подталкивает. Особенно первый год, все воскресенье, бежим в «Подсолнух». Потом уже реже стали занятия на второй год мы уже ходили раз в месяц, все равно она все это запоминала и это было очень важно ребенку. Да и сейчас, собственно, она ходит с большим удовольствием. Бывает, что пропускаем и она переживает.

Мы попали в «Подсолнух» и буквально через два-три месяца начались подвижки. Практически через пол года Настя перестала воровать.Для меня это было самое главное.

Во первых она увидела, что здесь такие же дети, что она не одна. Потому что ребенок, когда оказывается в школе, он видит что отличается. Она осознавала, что отставала по развитию. Обычно же дети уже к первому классу умеют читать и писать, или хотя бы буквы знают. Она не умела вообще ничего, а ей было уже восемь лет. То есть, она чувствовала себя абсолютным изгоем. Сидела на уроке под партой. Учительница в шоке была, говорила «что делать я не знаю». Я тоже не знаю.

После этих занятий гораздо спокойнее. Я стала по другому к этому относиться. Объективно состояние улучшилось, потому что Настя стала совершенно по другому себя вести. И между нами отношения наладились. Какая-то теплота появилась. И я успокоилась, поняла, что все осуществимо.

Читать историю семьи Насти

Занятия в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»
Занятия в группе, программа «Территория радости», АНО Родительский центр «Подсолнух»

Комментарий специалиста

Елена Петрусенко, психолог Родительского центра «Подсолнух»

Особенность программы «Территория Радости»:

Программа «Территория Радости» направлена не на работу только лишь с ребенком, а на работу со всей замещающей семьей. То есть работают и родители и дети. Если есть необходимость, то ходят и братья сестры.
Длительность программы — в течение трех лет идет интенсивная программа. Семья может посещать открытые группы — они в свободном доступе, индивидуальные консультации. Суть такой деятельности, сопровождения, что есть этапы переживания, этапы того, как человек общается, усваивает что-то. Для того, чтобы закрепить что-то сначала нужно погрузиться в тему, отработать.

Записаться на программу