Мини-глоссарий Философия Нового времени – период развития философии в западной Европе в XVII–XVIII вв., характеризующийся ориентированием на науку, научную методологию и экспериментально – математическое мировоззрение. Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени, характеризующаяся ориентированием на естественные науки, в частности математику и механику. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. 28 Деизм – философское учение о Боге как безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества. Период Нового времени характеризуется формированием капиталистических отношений, быстрым ростом науки, производственных процессов, ослаблением влияния церкви. Философы стали ориентироваться на познание природы, а философия уподоблялась естествознанию, перенимая его стиль мышления, методы, идеалы и ценности. Наукоцентризм в философии привел к преобладанию гносеологии над онтологией, а также вызвал интерес к методологии научного познания. Основные проблемы философии Нового времени 1. Условия и границы обыденного, научного и философского знания. 2. Проблема истины в познании. 3. Чувственное и рациональное познание, их соотношение. 4. Природа методов научного познания. 5. Классификация наук. 6. Природа государства и права. 1. Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания. Исходя из позиций, относительно решения вопроса о специфике, источнике и структуре научного знания, в философии Нового времени выделяют две гносеологические концепции: 1. Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм. 2. Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Рене Декарт (1596–1650) под влиянием математики и естествознания превращает философию в абстрактную теоретическую науку. 29 Он выступает как последовательный рационалист, выдвигая на первое место в познании разум и самосознание. Базовым понятие в гносеологии Декарта является «сомнение», а главный методологический принцип в познании – «во всем должно сомневаться». Если сомневаться во всем, то человек поймет, что нет ничего несомненного в мире, кроме самого факта сомнения. Сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. А поскольку сомневается только мыслящее «Я» (сомнение является свойством мысли), то сомневаться – это и значит – мыслить. Поэтому, самым несомненным бытием обладает мыслящее «Я». Отсюда, «я мыслю – следовательно, существую». Это положение становится у Декарта первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире. Интеллектуальная интуиция – это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством самого ума, настолько простое и отчётливое, что оно не вызывает ни какого сомнения. А разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, считая, что существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. К таким идеям Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит», «целое больше своей части». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Френсис Бэкон (1561–1626) является родоначальником эмпиризма в английской философии, считал, что в основе познания лежит исключительно наблюдения и опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой.Цель науки, по Бэкону: «познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой». Джонн Локк (1632–1704) стремился исследовать разум познающего субъекта, его способности, функции и пределы. Поэтому он не исследовал объекты природы, а обратился к самому субъекту. Локк утверждал, что идеи (то, что является объектом исследования чело- 30 века) исходят из опыта – поэтому опыт – неодолимый предел всякого возможного познания. Отрицая теорию «врожденных идей» Декарта, он исходил из положения, что если какие-либо идеи находились бы в душе человека, то он должен был бы знать о них. Но маленькие дети и умственно больные люди вовсе не осведомлены ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нравственных принципах. Поэтому, никаких изначально врожденных идей в разуме человека нет. На этом основании Локк предполагал, что сознание человека – табула раса, чистая доска, на которой жизнь записывает свой опыт, начиная с ощущений: «Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из опыта. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало». Локк создает теорию первичных и вторичных качеств. Качество – это способность вещи создавать идеи в разуме. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Первичные качества носят объективный характер. Другие – вторичные – «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Имеют субъективный характер. Таким образом, заключает Локк: «Нетничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
Мини-глоссарий Философия Нового времени – период развития философии в западной Европе в XVII–XVIII вв., характеризующийся ориентированием на науку, научную методологию и экспериментально – математическое мировоззрение. Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени, характеризующаяся ориентированием на естественные науки, в частности математику и механику. Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. 28 Деизм – философское учение о Боге как безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества. Период Нового времени характеризуется формированием капиталистических отношений, быстрым ростом науки, производственных процессов, ослаблением влияния церкви. Философы стали ориентироваться на познание природы, а философия уподоблялась естествознанию, перенимая его стиль мышлени