Проблема идеального. Категория идеального есть философское понятие, которое составляет пару с категорией материального. Идеальное (от греч. idea – образ, форма, вид, род) представляет особую реальность. Его феномены лишены многих тех свойств, которые присущи материальным объектам. Так, желая показать различие между идеальным и материальным, Б. Шоу однажды написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Идеальные сущности невещественны и непротяженны, лишены временного характеры, не обладают опытной 78 достоверностью, недоступны для чувственного восприятия. Это говорит о том, что характер их бытия иной, чем у бытия реального мира, а именно – идеальный. Заслуга открытия идеального в европейской философии принадлежит Платону, который полагал, что высшую реальность образуют бестелесные, неизменные, вечные, активные, прекрасные и совершенные идеи. Идеальное бытие находит абсолютное выражение в философии Гегеля, где абсолютная идея несет в себе полноту всего сущего. Представление об идеальной реальности, которая имеет свойства, значительно отличающиеся от признаков материальной реальности, неизбежно порождало вопрос о соотношении между ними. В зависимости от решения этого вопроса философы делятся на два основных направления – материалистов и идеалистов. Материалисты находят в идеальном отражение явлений объективной реальности, которые таким образом определяют наши образы, чувства и мысли. Идеалисты видят в нем активность духа, присущую субъективной или трансцендентной реальности, которая творит наш мир. Многовековой спор между материалистами и идеалистами в истории философии в качестве своей основы имеет вопрос о том, как соотносятся материальное и идеальное бытие. Если материя существует вечно, то можно ли сказать, что идеальное тоже вечно? Американский астроном Карл Саган предложил модель эволюции, сравнив для наглядности время существования Вселенной (15 млрд лет) с одним земным годом. В соответствии с этой моделью, Земля появилась 14 сентября, жизнь на ней – 25 сентября, первые рыбы – 19 декабря, первые динозавры – 24 декабря, первые млекопитающие – 26 декабря. Первые приматы возникли 29 декабря, первые гоминиды – 30 декабря, а первые люди явились примерно в 22 час 30 минут 31 декабря (современная антропология определяет возраст вида HomoSapiens в 40–50 тысяч лет). Таким образом, если понимать идеальное как сознание человека, то оно возникло гораздо позже материального мира. Виды идеального бытия. Идеальное бытие многообразно в своих проявлениях и многозначно в своих характеристиках. Оно может существовать в виде чувственных образов и концептов умственной деятельности, в формах общественного сознания и процессах духовного творчества. Поэтому правомерно выделить различные виды идеального бытия: психическая жизнь и мышление, общественное сознание и духовный мир личности. Особого внимания заслуживает вопрос о существовании трансцендентного идеального бытия как 79 субстанции, которая не зависит от материального мира и человеческого сознания и выступает как порождающая причина по отношению к ним. Признание такого объективной идеальной субстанции служит линией разграничения между объективным идеализмом и субъективным идеализмом в философии. Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) утверждают необходимость существования трансцендентного бытия, в качестве которого они принимают мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею. В отличие от них, субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте, Ф. Ницше) либо отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривают ее как нечто, полностью определяемое активностью его способностей (ощущения, разум, воля). Таким образом, если субъективные идеалисты объясняют материальный мир, исходя из человеческого субъекта, то объективные идеалисты указывают в качестве его причины на идеальную субстанцию. Но есть ли основания у философии, опирающейся на данные современной науки, полагать, что такая идеальная субстанция существует в реальности? Рассмотрим этот вопрос на примере доказательств бытия Бога. Известно, что в своих представлениях о божественном начале человечество прошло несколько стадий осмысления Бога. На первой из них он представлял некую духовную сущность, совпадающую с природой и вносящую порядок в ее стихию. На второй стадии Бог понимался как творец и создатель, порождающий мир своим разумом и волей, которые обретали магическое единство в его слове. Третья стадия постижения Бога знаменовала его осознание как законодателя, возвещающего людям базовые нормы морали и права и являющегося их гарантом в подлунном и загробном мире. Все известные доказательства существования Бога (логическое, онтологическое, космологическое, моральное, психологическое и т. д.) не проходят строгую проверку нашего теоретического разума. Однако знания о нашей Вселенной пока имеют фрагментарный характер, а философия является не только наукой, обязанной соответствовать строгим критериям, но и мировоззрением, которое не может уклоняться от постановки и решения общих вопросов мироздания. Современная наука о своем отношении к бытию Бога могла бы сказать словами А. Эйнштейна, который, отвечая на вопрос «Верите ли вы в Бога?», заявил: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопо- 80 чет о судьбах и делах людей». С философской же точки зрения Бог, или Мировой разум, может быть осмыслен как идеальный тип мироустройства, определяющий меру разумности того мира, в котором мы живем.
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО. ВИДЫ ИДЕАЛЬНОГО БЫТИЯ.СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
1 ноября 20211 ноя 2021
443
4 мин
Проблема идеального. Категория идеального есть философское понятие, которое составляет пару с категорией материального. Идеальное (от греч. idea – образ, форма, вид, род) представляет особую реальность. Его феномены лишены многих тех свойств, которые присущи материальным объектам. Так, желая показать различие между идеальным и материальным, Б. Шоу однажды написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Идеальные сущности невещественны и непротяженны, лишены временного характеры, не обладают опытной 78 достоверностью, недоступны для чувственного восприятия. Это говорит о том, что характер их бытия иной, чем у бытия реального мира, а именно – идеальный. Заслуга открытия идеального в европейской философии принадлежит Платону, который полагал, что высшую реальность образуют бестелесные, неизменные, вечн