Найти в Дзене
Анна Шишкова

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Мини-глоссарий Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV–XVI вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал. Гуманизм– тип мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права на счастье. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Основные черты философии эпохи Возрождения 1. Антропоцентризм и гуманизм – в центр философии помещается человек и его природа; вера в безграничные возможности и достоинство человека; 2. Секуляризация -оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а лишь организации); 3. Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и

Мини-глоссарий Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV–XVI вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал. Гуманизм– тип мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права на счастье. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Основные черты философии эпохи Возрождения 1. Антропоцентризм и гуманизм – в центр философии помещается человек и его природа; вера в безграничные возможности и достоинство человека; 2. Секуляризация -оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а лишь организации); 3. Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, вращения Земли вокруг Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); 4. Интерес к социальным проблемам, обществу и государству; 5. Широкое распространение идеи социального равенства. Основные направления философии эпохи Возрождения 1. Гуманистическое – Данте Алигьери, Франческо Петрарка и другие – в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви; 2. Неоплатоническое представители которого – Николай Кузанский, Парацельс и другие – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; 3. Натурфилософское – Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений уче- 25 ния Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; 4. Реформационное – представители Мартин Лютер, Томас Монцер, Эразм Роттердамский и другие – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; 5. Политическое (Н. Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; 6. Утопическо-социалистическое – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем равенстве. Главной чертой гуманистического направления философии эпохи Возрождения было стремление уменьшить могущества Бога и доказать самоценность человека. Данте Алигьере (1265–1321) в своей знаменитой «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианского учения. Он восхвалял человека, признавая, что в нем есть и божественное и природное начало, которые находятся в гармонии друг с другом. Верил в счастливое будущее человека и его изначально добрую природу. Франческо Петрарка (1304– 1374) полагал, что человеческая жизнь уникальна и дается один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для себя и быть свободным физически и духовно.Он отрицал возможность загробной жизни, считая, что бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить. Автор «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико дела Мирандола (1463–1494) ставил человека в центр мира, чтобы он сам смог сформировать себя, как «свободный и славный мастер». Совершая свободный выбор, человек может, как опуститься до звериного состояния, так и подняться до ангельского уровня. Великий ученый эпохи Возрождения, Николай Коперник (1473– 1543) отрицал геоцентризм и полагал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоценризм), а Земля вращается вокруг Солнца. Космос бесконечен, сферичен и неизмерим. Процессы, происходящие в Космосе, можно объяснить с точки зрения природы, так как они лишены божественного смысла. Джордано Бруно (1548–1600) – последователь Коперника и неоплатонизма, считал Солнце центром только по отношению к Земле, а не центром Вселенной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Число 26 миров во Вселенной, согласно Бруно, бесконечно, а на других планетах есть жизнь. Он не признавал существование Бога, отдельного от Вселенной, утверждая, что вселенная и Бог – единое целое (пантеизм), а вся материя – одушевлена (гилозоизм). За взгляды, противоречащие официальной позиции церкви, Бруно был приговорен к казни и сожжен. Возрожденческая политическая мысль стремилась отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии. Николло Макиавелли (1469–1527) – автор знаменитого философско-политического труда «Государь», является представителем антропологического пессимизма, поскольку побудительными мотивами деятельности людей он считал эгоизм и материальный интерес. Люди склонны к тому, чтобы быть алчными, малодушными, неверными. Поэтому государство в лице правителя призвано ограничивать человеческие инстинкты и пороки. Для достижения политических целей и блага государства, по мнению Макиавелли, правитель может использовать любые средства. Добродетель человека – это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность планировать и принуждать. Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, являлись ответом на социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Томас Мор (1478–1535) в сочинении «Утопия» создает проект идеального государства, в котором отсутствует частная собственность. Все граждане участвуют в производительном труде. Произведенные продукты поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии по мнению Мора достаточно шестичасового рабочего дня. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые же грязные работы Мор отдает рабам – осужденным и преступникам. Все должностные лица в Утопии избираются – прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Утопический проект государства вслед за Т. Мором строит Томмазо Кампанелла (1568–1639) в своем труде «Город Солнца». Жители 27 этого города – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. Так же, как и в Утопии, в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения. Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.