Найти тему
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬ

Чем уникальна древняя лодья, выброшенная на берег Онежского озера, и что за загадочный груз 300 лет удерживал её на дне

Оглавление

Находка, подобная той, что обнаружил житель вологодского города Вытегра, раз и навсегда может поставить точку в споре о том, что отсталая Россия не имела собственного кораблестроения до Петра 1.

История находки очень интересна. Житель Вытегры Валерий Пирогов гулял по лесу вдоль Онеги. К своему удивлению среди поваленных штормом деревьев он увидел остов старинного судна. Сам увлекающийся с детства постройкой лодок он безошибочно определил, что это что-то очень старое и наверняка важное, потому что такая технология постройки давно не существует. О своей находке мужчина рассказал местным краеведам. А те в свою очередь подключили местные власти.

Когда учёные провели дендрохронологический анализ, то были поражены. Большая часть древесины была срублена в 1633–1634 годах, а некоторые доски датированы 1649 годом. Скорее всего, в это время был произведён ремонт. Специалисты определили это 22 метровое судно, как коч - одномачтовое парусно-вёсельное судно. На таких кораблях Семён Дежнёв и Федот Попов в 1648 году совершили плавание от реки Колымы до реки Анадырь и первыми из европейцев пришли к северной части Тихого океана. А ещё есть версия, что именно на таком корабле совершал свои путешествия Афанасий Никитин.

-2
Интересна технология изготовления таких кораблей. Доски были в буквальном смысле сшиты между собой. Для этого использовались корни ели, которые называются "вица. Такой корабль называли ласково "шитик".
Элемент корабля сшитый вицей
Элемент корабля сшитый вицей

Чем же так уникальна эта находка?

Эксперты в области кораблестроения давно спорят о том было ли собственное кораблестроение на Руси до эпохи Петра 1. Одни уверенны в том, что лишь царь-реформатор привёз голландскую технологию постройки судов и до этого периода русские могли делать лишь небольшие лодьи, пригодные только для речного плавания.

Другие специалисты, напротив, уверенны в том, что русское кораблестроение развивалось параллельно с западным и мы не были такими отсталыми, как нам преподносят. Но, до этого момента не было доказательств развитых исконно русских корабельных технологий. Всё, что было в распоряжении исследователей, это всего лишь небольшие деревянные фрагменты, а теперь есть живое доказательство того, что в допетровскую эпоху существовали прекрасные образцы русских морских судов.

-4

Как получилось, что старинное судно, пролежавшее на дне 300 лет вдруг всплыло?

На этот счёт есть интересная версия. Скорее всего, коч перевозил некий груз. Двигаясь вдоль побережья Онежского озера корабль был защищён от Южного ветра со стороны Карелии. Но выйдя на большую воду сильный ветер погнал судно и оно разбилось о камни и затонуло вместе с экипажем и грузом. Именно этот тяжелый груз и удерживал 300 лет судно на дне. Но во время очередного сильного шторма судно всё же освободилось от груза и было выброшено на берег.

Интересно, что за груз мог удерживать этот корабль на дне? Что такого важного мог перевозить корабль, что в серьёзную непогоду рискнул выйти в плавание? Скорее всего, в ближайшее время будет организован поиск этого груза. Только узнаем ли мы об этом, большой вопрос.

Наверняка, Онежское озеро ещё полно загадок. Что ещё покоится на его дне мы даже не догадываемся и лишь надеемся, что в ближайшее время оно сможет приоткрыть завесу своих тайн. И пока Онега ждёт своих исследователей, мы раскрываем загадку самого большого плавучего острова, который находится в Ставропольском крае, на озере Кравцово. Смотрите наш видеоролик с берегов самого опасного и таинственного водоёма Ставрополья.

Друзья, если это видео вам понравилось, подпишитесь на наш YouTube канал!