Сейчас фотография обесценилась. Да и человек работающий фотографом не вызывает былого трепета. Беда не в том, что сегодня нет хороших фотографов, дело тут в том, что любой человек купивший фотоаппарат теперь называет себя фотографом, что крайне далеко от реальности. Нажимать кнопку, фиксируя реальность и быть настоящим профи две большие разницы. Так же как две большие разницы просто поставить людей вместе и снять кадр или же выстраивать их как-то по росту, думая о композиции. Вот о втором варианте сегодня и поговорим. Тем более во времена, когда плёнка была дефицитом, фотограф был вынужден как-то продумывать групповой снимок. И само собой в этой подборке интересны и люди и их внешность и интерьеры.
Вот возьмём заглавный кадр. Очевидно, что у присутствующих, так же как и у фотографа было желание зафиксировать ещё и символы эпохи. А какие символы тогда были? Знамёна с лозунгами, бюст вождя мирового пролетариата и портреты. На которых само собой Ленин тоже встречался. К слову снимок явно с Украины, ибо надпись под бюстом намекает на это. Сейчас там стараются забыть и переписать свою историю, но документы всё помнят.
Ну а далее у нас тут идёт фото очень большой семьи. Да, оно так и подписано в первоисточнике, что это семья из Свердловска 20-х годов. Но я, сколько не рассматривал людей так и не пришёл к выводу кто здесь кому и кем бы мог приходиться. Слишком уж разные типажи у родственников.
Конечно, семьями фотографировались, но куда более распространенная общая фотография связана с каким-то производством, собранием или съездом работников. Вот, например съезд пищевиков Мелитополя. Кажется, что это довольно просто взять и расставить людей как тебе хочется. Но так может показаться только человеку, ни разу не пробовавшему снимать большое скопление людей. Тем более стоит же учитывать, что кто-то мог моргнуть или повернуть не туда голову. А плёнка была очень ценной штукой в те годы. И судя по всему, этот кадр делал мастер.
Снимок датируется 1925 годом. Здесь в кадр попал, географический факультет ЛГУ. Интересно рассматривать людей того времени. Перед нами студенты, но смотришь на лица и возникает ощущение, что это преподавательский состав. Как ни крути, а раньше люди казались взрослее своего возраста. Или же наоборот это сейчас они кажутся моложе, чем есть на самом деле.
Общий снимок рабочих завода в Днепропетровске. Вот я работаю 11 лет на заводе, но не припомню, что б хоть раз кто-то делал общие кадры с сотрудниками. А ведь это в том числе и история места, где мне выпало трудиться. И личные воспоминания о людях с кем работал. То есть когда-то как я и сказал выше, снимки были в определенном смысле ценностью.
И вот люди где-то собирались на отдых или по месту работы и фиксировали коллектив. Понятное дело, что сейчас есть все эти социальные сети и при желании можно не просто посмотреть на фото товарища, а и пообщаться с ним. Но я усматриваю здесь скорее какой-то индивидуализм. И он вроде неплох, но, наверное, должны оставаться следы и в виде общих фотографий.
Да, я понятия не имею кто все эти люди на фотографии. Но кто-то же оцифровал всё это дело. И наверняка здесь есть чьи-то родственники. Исходя из того что это 1926 год, то здесь в теории могла бы быть моя прабабушка, но увы. У меня нет вообще фотографий моих прабабушек или прадедушек.
Снимок тоже 20-х годов с юга Советского Союза. Этот кадр делали в Баку. Подумать только, когда-то Баку воспринимался в сознании советского человека так же, как мы сейчас воспринимаем Вологду или Иркутск. С одной стороны там своя культура. Но зато общая идеология. И как раз в 20-е годы эту общую идеологию активно и выстраивали.
Ещё одна фотография с казенного мероприятия. Это президиум съезда советов где-то в провинции. А чувствуете, какой язык раньше был? Слова все знакомые, но какие-то формулировки словно чужие. Нет теперь никаких советов, да и слово съезд вышло из обихода. Во всяком случае, в таком значении.
Как ни крути, а большевики не просто меняли реальность, а ещё умудрялись её разукрашивать какими-то своими новыми веяниями, заодно создавая новую мифологию. Мифологию в том значении, что появлялись свои новые герои, свои новые слова и своя новая система координат.
Что объединяет все фотографии с таких мероприятий это обязательное попадание в кадр Ленина и Сталина. В ту пору их изображения были везде и в обязательном порядке. Словно какие-то незримые божества они всегда присутствовали на собраниях и молча взирали с картин на происходящие события.
Ячейка ВЛКСМ. Какие простые слова, но абсолютно непонятные современным детям. Интересно сейчас в школе-то вообще проходят все эти мудрёные аббревиатуры из эпохи Советского Союза? МОПР, КПСС и прочие ОСОАВИАХИМ. А ведь это тоже часть нашей истории. Не чужие люди-то придумывали все эти вещи, не какие-то пришлые, а наши, русские. И верили в светлое будущее и в то, что коммунизм построят. И, пожалуй, тогда он мог казаться вполне реальным и осуществимым.
Ещё стоит отметить, что в целом типажи в ту пору были очень схожими, несмотря на то, что какие-то снимки, сделаны на Украине, а какие-то в Тобольске. Вот, например следующий кадр как раз из Сибири. Но точно такая же одежда, точно такие же лица у людей. И было бы странно, если было бы иначе. Если Азербайджан действительно имеет свою отдельную летопись, то уж Украина явно переплетена с нашей историей многими веками. И не надо от этого открещиваться.
Женщины в то тяжелое время выглядели, конечно, непривычно для нашего взора. Нет никакого лоска и ухоженности. А это, между прочим, кадр ударниц труда из Москвы 1934 года. Предположу, что их привезли с экскурсией в столицу. И если сейчас грань между мегаполисом и провинцией всё больше стирается, то тогда она ощущалась. Да-да, грань стирается, вот прямо сейчас кто-то может читать эти строки, сидя в селе рядом с сараем, где находится корова. Интернет нас всех объединяет и сглаживает расстояния.
Ну и окончу подборку вот этим снимком. Не знаю, какими годами датируется он, но, на мой взгляд, это снято может быть даже после Великой Отечественной войны. Наряды тут у женщин старомодные, но и непохожие на то, что носили в 30-е годы.
Сейчас общие фотографии стали редкостью и мне немного жаль, что у меня лично нет подобных снимков с теми людьми, с которыми мы вместе работаем на заводе. При этом я не могу не признать, что, даже умея нажимать кнопку на фотоаппарате, всё равно сам не сделаю подобных кадров. Потому что съемка групп людей это отдельный и весьма не непростой жанр, в котором нужно уметь работать. К сожалению мастеров этого дела, становится всё меньше.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.