Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) -одно из самых распространенных нарушений в детском возрасте (примерно 15-43% среди младших школьников). Первые симптомы проявляются еще до 5 лет, и, как правило, в 4-5 раз чаще у мальчиков.
Основные признаки:
- нецеленаправленность действий, гиперактивность,неусидчивость;
- нарушения функций внимания;
-эмоциональность, раздражительность, возбудимость, агрессивность.
Нейробиологическая теория рассматривает данный синдром с т.зр. разбалансированности дофаминовых и норадреналиновых систем ЦНС, которые влияют на центры контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центры программирования, системы внимания и оперативной памяти.
Результаты электроэнцефалографических исследований выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга. В момент гипервентиляции (усиленной дых.активности, которая в обычных условиях равноценна учащенному дыханию гиперактивного ребенка) на ЭЭГ возникали вспышки q-ритмической активности, что сопровождалось временным восстановлением полноценных контрлатеральных связей теменно-затылочной зоны правого полушария с другими областями мозга. Так возникло предположение, что гиперактивность-защитный механизм, временно восстанавливающий нормальные связи в коре и сохраняющий интеллектуальное развитие ребенка.
Исследования с помощью МРТ И ПЭТ выявили у детей с СДВГ отклонения в развитии лобных отделов КПБ, базальных структур и мозжечка. Подобные явления приводят к задержке созревания функциональных систем мозга, ответственных за моторный контроль, внимание и саморегуляцию.
Эффективным в работе с детьми с СДВГ зарекомендовал себя метод биоакустической коррекции (БАК), способствующий нормализации показателей биоэлектрической активности головного мозга ребенка, вследствие чего оптимизируются функции внимания, снижается импульсивность.
Также стоит упомянуть и о нейропсихологической коррекции, в ходе которой психолог развивает сенсомоторную сферу ребенка, его пространственное восприятие, формирует у него навык планирования деятельности, самоорганизации и усидчивости.
#нейропсихология #сдвг #зпр #дети #развитие #медицина #неврология #психиатрия #психология #воспитание