Поход в театр ассоциируется всегда с праздником и отличным настроением, с познанием чего-то разумного, доброго и светлого. В этот раз доставить положительные эмоции людям театр не планировал. Напротив - будто облили помоями, завёрнутыми в блестящую обёртку.
Каюсь, до похода на оперу решила не читать либретто, а просто положиться на уверения знакомой о том, что "музыка красивая, и необычный сюжет". Трудно назвать очевидные причины, почему было выбрано именно это "произведение" именно этого "композитора", широко известного в узких кругах.
- Работа над составляющими действа была проведена добротная: оркестр звучал мощно, чисто и слаженно, вокалисты сделали всё, что могли, визуализация продумана. НО...
За всеми внешними эффектами нет ничего, кроме похабщины и каких-то личных проблем автора. Очень поверхностный вывод о том, что эта музыка "красива" произрастает лишь из того, что она совершенно безлика и напоминает фоновый саундтрек к фильму. Помесь всевозможных стилей хаотична и никак не выстроена, ни чем не обусловлена. Вокальные партии никакие, их нельзя как-либо характеризовать - ни одна мелодия не запомнилась. Весь визуальный ряд вроде и выдержан, но безлик - костюмы выполнены все в бело-грязном цвете. Отдельно стоит сказать об одеянии детей зооблуда: на белых лохмотьях красно-коричневые пятна, изображающие кровь от процесса родов. Отвратительно. Столь же отвратительны раздвигания ног, имитации сношений, оргазмических конвульсий и комментарии в вокальном тексте того, кто, сколько, кому и чего.
В буклете говорится, что вдохновением к созданию оперы послужила серия литографий об Альфе и Омеге больного шизофренией Эдварда Мунка, за основу сюжета взяты события сотворения мира, но я искренне не помню, чтобы женщина сношалась с несколькими животными и рожала от них огромную армию детей, именуемых "гибридами".
Причастные к работе над сим творением уверяют, что в опере содержится некий глубокий смысл, а так же, предостережение людей, чтобы те задумались о жизни, любви и собственном поведении.
Хорошо, давайте подумаем, какая мораль может быть сокрыта в действиях и диалогах персонажей. В опере противопоставляется "чистая любовь" Альфы к Омеге и последующий блуд Омеги с животными. Ощутить "неземную любовь" нам ни коим образом не удаётся - она никак не раскрыта. Кроме высокопарной болтовни главных персонажей в начале оперы "истинная любовь" ни чем не доказана.
Зато раскрыт материнский инстинкт Омеги, которая проникается любовью к своим новорождённым уродцам. То есть, получается, что "чистая любовь" с Альфой не способна породить детей, а вот с ни пойми кем - да сколько угодно. Бред.
Напоминаю, что искусство призвано будить в человеке лучшие его качества и дарить добрые эмоции. Удивительно, что не все понимают, что искусство далеко не только отражает действительность, а и формирует её. Увиденное мной в Геликоне наводит меня на мысли, что подобные "произведения" имеют цель отправить зрителя в мрачные настроения и безысходность. Государственные средства, человеческий труд и время зрителей были бездарно растрачены на то, что не захочется вспоминать больше никогда.
А ведь верно сказал Фима Бронфман: "Второй Моцарт пока не родился". А я скажу больше - не родился даже тот, кто мог бы хоть приблизиться к тем нетленным шедеврам, которыми мне теперь предстоит реанимироваться.
#геликон-опера #опера #искусство #музыка #театр