Найти тему
Белорус и Я

Брежнев «влюбился» в Анну Сергеевну и тем погубил Светлану Светличную

Оглавление

Актриса рассказала нам, как фильм «Бриллиантовая рука» принёс ей славу и лишил множества ролей

Не виноватая она!

– Ваше лицо прекрасно на экране, вспомнить только Габи из «Семнадцати мгновений...» или Павлину Хуторную из «Стряпухи». Не поступали предложения сняться в Голливуде?

– В советские времена меня хотел заполучить Висконти. Однажды на кладбище, куда прихожу к мужу и сыну, ко мне подошёл человек: «Давно наблюдаю за вами, какая вы интересная! Вы в курсе, что вас хотел снимать Висконти? Когда вы в следующий раз придёте на кладбище, я принесу итальянскую газету». Принёс – и газету с интервью Висконти, и перевод. Судя по всему, режиссёр видел меня на Московском кинофестивале, где они с Феллини встречались с нашими мэтрами, а я представляла делегации. И в нарядах своих старалась соответствовать облику гостей: например, если это были африканцы, я задумывала наряд с большим декольте на спине и сама из подручных средств сооружала его. И была вознаграждена лестными оценками. Как сейчас помню, следом за мной на сцену выходил итальянский актер Витторио Гассман, он воскликнул: «Брависсимо!».

«Стряпуха» с Владимиром Высоцким, 1965
«Стряпуха» с Владимиром Высоцким, 1965

– Вы часто говорите о том, что были не востребованы советским кинематографом. Но ведь вы были знамениты!

– Но мне не предлагали серьёзных драматических ролей, на которые я была способна. И в этом мне немало «помогла» Анна Сергеевна из комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», благодаря которой меня стали называть «первым секс-символом из СССР». Чиновники из Госкино так и говорили: «Светличная может играть только дамочек с сомнительной репутацией».

– Так вы жалеете, что согласились играть у Гайдая?

– Что вы, комедия у него получилась потрясающая, актёрский ансамбль был великолепный, и то, что ты попал в такую картину, за честь можно считать. Но я не предполагала, что эта роль станет для меня клеймом на долгие годы. Произошло то, что предсказала Нонна Мордюкова: «Ну, Светка, теперь все мужики твои будут!». Действительно, за «Бриллиантовую руку» мужчины меня любили, а женщины ревновали. Потом директор Центрального телевидения Лапин приказал сцену вырезать, и какое-то время фильм демонстрировался без неё, пока картину не показали на даче Брежневу. Леонид Ильич влюбился в Анну Сергеевну, и когда ему привезли фильм вторично, уже без этой сцены, сказал: «Ну-ка привезите мне с этой женщиной!». И сцену вернули на место.

– В других фильмах вас не вырезали?

– Бывало такое, что «вырезали» весь фильм. Очень переживала я по поводу того, что на полку положили картину Михаила Калика «Любить», снятую по новеллам современных писателей. Художественные кадры в фильме монтировались с документальными, в которых на вопрос «Что значит любить?» отвечал священник Александр Мень. Я сыграла главную роль в новелле по автобиографическому рассказу Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах». Мне была дорога героиня этой новеллы, потому что она – настоящая. Приезжает за тысячи верст с Дальнего Востока в Москву – на свидание с любимым. Но остановиться им негде, гостиницы закрыты, и после ночных поездок на такси по Подмосковью кавалер провожает девушку на вокзал. История советского времени. Мне кажется, что если бы картина «Любить» не лежала на полке, у меня было бы много интересных предложений от режиссёров. Много смысла было в этой работе.

«Любить», 1968 год
«Любить», 1968 год

Также положили на полку советско-венгерский фильм Петера Саса и Бориса Григорьева «Держись за облака», где я сыграла советскую разведчицу Милли Вимерфорд. Позднее фильм, конечно, вышел в прокат, но, знаете, как женщина должна выходить замуж молодой, так и картина – когда сделана. А моими партнёрами по фильму были Гунар Цилинский, Андрей Миронов, Василий Шукшин, Сергей Никоненко. Это были времена, когда Брежнев уже еле говорил и ему отказывала память. И в фильме его немного задели: испанскому королю, который на балу должен был держать ответную речь, вручили бумагу, и он прочитал по ней всего два слова: «Благодарю Вас».

«Держись за облака» с Андреем Мироновым, 1971 год
«Держись за облака» с Андреем Мироновым, 1971 год

Я в этом фильме – рыжеволосая, веснушчатая – скакала на лошади, летала на крыле самолёта, водила машину, появлялась в роскошных туалетах, и никто не мог понять, какую разведку я представляю – английскую или американскую. Но потом выяснилось: русскую. В этом одеянии, с короткой стрижкой я и приехала в Москву. Мама открыла дверь: «Девушка, вам кого?». Не узнала. У меня это была любимая шутка.

– Однажды на творческом вечере вы прочитали стихи, в которых была строка «царица всех земных царей». Мне кажется, вам хорошо знакомо это ощущение…

– Чуть ли не с детства: я всегда была очень хорошенькой и меня очень любили в семье. И когда стала сниматься – «Стряпуха», «Бриллиантовая рука», «Герой нашего времени» – то и дело слышала восторженные отзывы о своей красоте.

«Семнадцать мгновений весны». 1973
«Семнадцать мгновений весны». 1973

А царицей женщина себя ощущает тогда, когда держит форму, умеет пользоваться макияжем, правильно одевается. Овладеть этими премудростями мне помог в свое время стилист Руслан Татьянин. Сейчас я делаю всё сама, и когда выхожу на сцену, люблю добавить капельку эпатажа в свой образ, хочу, чтобы женщины, глядя на меня, 74-летнюю, загорались желанием следить за собой. Думаю, меня спокойно можно вписать в Книгу рекордов Гиннесса как доказательство того, что женщина может быть интересной, милой и симпатичной в любом возрасте. Недавно была в Греции, и мужчины, не знавшие моих паспортных данных, готовы были предложить руку и сердце. Но я не скрываю свой возраст.

Светлана Светличная, 2013 год. Фото: wikipedia.org
Светлана Светличная, 2013 год. Фото: wikipedia.org

– Какие ассоциации вызывает у вас Беларусь?

– Мне нравится Президент Беларуси Александр Лукашенко и мне очень хотелось бы с ним побеседовать. Возможно, это и случится: меня пригласили в Минск на кинофестиваль «Листопад».

– Творческий вечер на «Славянском базаре» в Витебске вы закончили чтением своих афоризмов. Не могли бы прочесть что-то из них?

– Да, в один прекрасный момент у меня вдруг стали рождаться интересные мысли и я стала их записывать. Вот, пожалуйста:

  • «Быть обиженным – удел слабых»;
  • «Душа перестаёт чувствовать от ожирения»;
  • «Бежала жизнь, задыхаясь от несправедливости»;
  • «Талант может увянуть, если его не поливать признанием»;
  • «Человек может погибнуть, если в его жизни не будет добра».
-8

Беседовала Нина КАТАЕВА

Материал дан в сокращении. Хотите полную версию – пишите в личку.

© "Союзное государство", № 1-2, 2015

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему
Культура Союзного государства вы можете увидеть здесь

ТОП-3