Пакистан вместе с Саудовской Аравией и ОАЭ признал правительство «Талибана»* во времена первого прихода к власти. Исламабад позже всех и с большой неохотой, якобы, разорвал отношения с талибами после того, как ООН провозгласила их террористами.
Многие аналитики уверены, что «Талибан»* – порождение пакистанской разведки. Есть версия, что пуштунская верхушка «Талибана»*, проходившая обучения в пакистанских медресе, была завербована местными спецслужбами. Цель – захват власти в Афганистане и установление решающего влияния Исламабада над этой страной. С этой целью афганским пуштунам была оказана очень серьезная финансовая и силовая поддержка, с помощью которой они всего через два года после создания «Талибана»* захватили власть в Кабуле. Эта версия очень похожа на правду.
Во время натовского присутствия в Афганистане, талибы нашли надежное прибежище на Территории племен Пакистана. Более того, в подпровинциях Северный и Южный Вазиристан они организовали новый исламский эмират, неподконтрольный Исламабаду. Из-за этого между «Талибаном»* и Пакистаном даже вспыхнул конфликт, переросший в небольшую войну. Пакистанским войскам удалось потеснить талибов, но до сих пор несколько районов Северного Вазиристана находятся под контролем террористов. Впрочем, это дела семейные. Критической роли в отношениях Исламабада с «Талибаном»* они не сыграли.
После того, как талибы вновь захватили власть в Афганистане, Пакистан оказывает им серьезнейшую поддержку. Пакистанский спецназ сражается с таджиками в Панджшерском ущелье. Контрразведка Пакистана пеленгует террористов «ИГ»* и передает эти данные талибам для уничтожения противника. В качестве гуманитарной помощи Исламабад направляет в Кабул миллионы долларов, продукты питания и медикаменты.
Так почему же Пакистан до сих пор официально не признал власть талибов и Исламский Эмират Афганистан?
Ответ на поверхности. На официальный Исламабад оказывают мощное давление власти США. Вашингтон понимает, что Пакистан стремительно скатывается к военному союзу с их стратегическим противником – Китаем. Объединённые силы двух ядерных держав, вне всякого сомнения, будут иметь решающее слово в мировой политике. Этого янки допустить не могут. Они прекрасно понимают, что уже потеряли статус мирового гегемона. Могли ли они 20 лет назад подумать, что скатятся в разряд державы, с мнением которой можно особо не считаться? Но надежда взять реванш у США остаются. Равно, как остается и серьезное лобби в Исламабаде, а также экономика Пакистана, крепко завязанная на Штаты. Америка является вторым по значимости торговым партнером Пакистана и вкладывает огромные деньги в экономику, социальную и гуманитарную сферу этой страны (закон «Керри-Лугара-Бермана»).
Таким образом, у Вашингтона остаются в руках очень серьезные рычаги воздействия на Исламабад, и тот вынужден делать выбор. Что важнее – Афганистан или миллиарды долларов США? Пока перевешивают доллары. Но все зависит от того, куда качнется чаша весов в Китае. Восточный дракон пока раздумывает. Китайцы всегда всё долго взвешивают, но потом действуют весьма стремительно. Если они решат признать «Талибан»*, то Пакистан тут же последует за ними. Иначе он может потерять свое влияние на Кабул и передать инициативу Пекину.
Наверняка все мои читатели понимают, почему США не признает талибов. Тут даже горечь поражения не имеет решающей роли. Англосаксам выгоден хаос в Центральной Азии на границах Китая и России. Они все еще стремятся поймать рыбку в мутной воде и ослабить стратегических противников. Возможно даже, что пугая мир угрозой вторжения «Талибана»*, США обзаведутся новыми военными базами в Средней Азии, усилив свое политическое влияние в этом регионе.
По этой же причине Запад отказывается разблокировать зарубежные счета Афганистана. «Цивилизованным» государствам все равно, что страна на пороге голода и всеобщей нищеты. Гораздо важнее, что у США остается надежда, что голодная и озлобленная толпа сметет правительство «Талибана»*. Это будет сладкая месть, а также новая война в Афганистане. Американцы наивно рассчитывают, что смогут ей управлять и вновь посадят свое правительство в Кабуле. Кстати, на днях в США в качестве иностранного агента был официально зарегистрирован Фронт национального сопротивления Афганистана...
P.S. Сейчас меня опять начнут обвинять в симпатиях к «Талибану»*, но это неправда. На самом деле, для меня важны интересы России.
P.S.S. Всё равно ставим лайки и подписываемся на канал.
*«Талибан» и «ИГ» – террористические организации, запрещенные в России.
Илья Гусаров