С 9 по 13 ноября в Москве будет проходить VII Международный #конкурс и #фестиваль им. А. Фраучи. Крупнейший в России и СНГ, он входит в ТОП-5 #гитарных конкурсов в мире. Об искусстве, компромиссах, #творчестве, иллюзиях и других тонких материях мы поговорили с художественным руководителем конкурса и фестиваля, блистательным #гитаристом Дмитрием Илларионовым.
В сказках герои проходят испытание огнем, водой и медными трубами, то есть славой. Как вам кажется, вы уже через все это прошли? Или настоящие препятствия впереди?
Огонь проходил: двадцать лет назад выступал в трагически сгоревшем в прошлом году зале филармонии в Кишинёве. По ходу концерта отключили электричество, и я доигрывал при свечах. Воду тоже прошел: концерт вологодской «Музыкальной экспедиции» в Тотьме года четыре назад прервался неожиданным ливнем в финале последнего произведения. Мы чудом спасли аппаратуру и футляр виолоночели, оставленный под открытым небом. Медные трубы... К счастью, все мои друзья-трубачи никогда не были моими соседями. Если сказать, что через все прошел – это как будто сказать, что жизнь уже закончилась. Действительно, было много всего, но мне кажется, что много еще всего предстоит.
Говорят, что искусство требует жертв. Действительно для искусства всегда нужно чем-то жертвовать? Вам приходилось?
Свежая жертва – мой инструмент на недавнем фестивале Бориса Андрианова «Музыкальная экспедиция». В этом году концерты «Экспедиции» состоялись в том числе на Камчатке. Мы играли в кальдере вулкана, и условия были максимально непривычными: довольно низкая температура, хотя и плюсовая, сильный ветер и песчаная буря. Был вариант играть не на своей гитаре, а Борису – не на своей виолончели. Но в этом случае публика, которая с трудом добралась до этой невероятной красоты, не получила бы всей полноты музыкальных красок. Было принято решение, несмотря ни на что, играть на своих инструментах. Невероятный опыт... Через два дня после концерта на вулкане мы с Борисом начали записывать сюиту Баха на острове в Хорватии – на другой стороне континента, совершенно в другом климате. И тут гитара не выдержала: отклеилась одна из частей внутри инструмента, и пришлось срочно искать другую, а мою ремонтировать. Слава Богу, с великолепной виолончелью Бориса все было в порядке.
Другой случай – ежегодные речные путешествия с друзьями по России летом. В прошлом году мы посетили Тыву и реку Каа-Хем, в этом году была Бурятия: Баргузин и Байкал. В каждом из этих путешествий я всегда играю концерт, и мы берем с собой концертную гитару, запаковываем ее в гидромешок и максимально аккуратно грузим на рафт. Я выступал в тех местах, в которых никогда вообще не звучала академическая музыка! Пришлось, например, в этом году играть в накомарнике. Как говорит мой друг, известный композитор и один из коллег по сплаву Андрей Зеленский, «жертвоприношений никто не отменял».
Из уже состоявшихся концертов в вашей жизни какой считаете самым ярким?
Наверное, самый главный для меня концерт, концерт мечты – это мой авторский проект «Сати-видения», в котором музыка моих друзей, современных композиторов, в жанре минимализма переплетается с волшебным видео-артом от выдающегося медиахудожника Чоя.
Другой памятный концерт – это музыка нашего современника, легендарного гитариста Ивана Смирнова. Благодаря пандемии мне удалось найти время и перевести его музыку в партитуры для симфонического оркестра. Получилась сюита-фантазия «Гений русской гитары», которую мы исполнили в Калуге на любимом фестивале «Мир гитары», а в роли солистов выступили, помимо меня, дети Ивана, замечательные музыканты – гитарист Иван Смирнов-младший и перкуссионист Михаил Смирнов.
Но впереди еще один концерт-событие – это Гранд-турнир, который пройдет в рамках нашего Фестиваля им. А. Фраучи 12 ноября в Доме музыки в Москве. Я давно хотел осуществить эту идею, будет своеобразный академический «баттл» трех гитаристов – Артёма Дервоеда, Петрита Чеку из Хорватии и меня, в котором нам поможет замечательный Симфонический оркестр Москвы «Русская Филармония» и неповторимый ведущий Артём Варгафтик. Это будет невероятное академическое «шоу» – ничего подобного еще не было в истории классической гитары.
Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Музыкальная экспедиция».
Это проект не мой, а Бориса Андрианова. Главная идея – исполнять классическую музыку в совершенно необычных местах, летом и в основном на открытом воздухе. Я уже упомянул про Камчатку, в этом году «Экспедиция» также доехала до Удмуртии, Новосибирской области и Крыма. И здесь хочется отметить колоссальную работу всей команды и особенно Алисы Бирюковой – министра культуры Владимирской области, одного из создателей «Музыкальной экспедиции».
Какие у вас ощущения, учитывая ваш имидж и статус, когда выступаете на необычной для себя сцене?
А что такое обычная сцена? Я чувствую себя прекрасно везде, будь то концертный зал, рок-клуб, стадион, подвал, «Грушинский фестиваль» или, может быть, космическая станция – когда-нибудь, надеюсь! Кстати, еще один из моих проектов – «Большие и малые звезды», который придумала Надежда Добрина (директор фестиваля), где дети с очень разным уровнем подготовки играют вместе с известными музыкантами, – также проходит на необычной сцене: в Тульской области, практически в чистом поле в деревне Хрущёво. Публика, которая съезжается из соседних деревень, городов и областей, сидит на тюках сена под открытым небом.
Что вы думаете о дружбе в искусстве? Необходимо ли принимать участие в музыкальных тусовках?
Вы знаете, ведь именно дружба – это основа организации любого фестиваля. Мы их организуем в том числе для того, чтобы встретиться, поскольку в обычной жизни это просто невозможно. Таким образом музыкальная тусовка двигает и развивает искусство, создавая новые проекты.
Классическая гитара – инструмент элитарный. Почему основной акцент в своем репертуаре вы делаете на творчестве современных композиторов?
Классическая музыка элитарна в принципе, но хочется при этом, чтобы она была доступна и понятна. Замечательный пример популяризации академической музыки – Теодор Курентзис, у которого толпы фанатов, как на футбольном матче, и это очень здорово! Не уходя от элитарности, появляется большой интерес со стороны более широкой публики. Поэтому и моя задача – донести, рассказать и сделать не всегда понятную публике классическую гитару понятнее и доступнее. Здесь действительно важен репертуар, важно, что мы играем. Например, на «ГитарМагФесте» этого года (другой наш фестиваль, который проходит в мае в Зарядье и Соборной палате) один из концертов был посвящен истории гитары, где каждое последующее произведение написал композитор, который застал годы жизни предыдущего. Таким образом получилась цепочка длиной в несколько столетий, и в обязательную программу, конечно, вошла современная музыка.
В наше время успешный артист занимается всем, тот же Караян, например, контролировал все процессы. Как вы справляетесь с нагрузкой педагога, исполнителя, худрука нескольких фестивалей?
Каждый процесс – это переключение с одного вида деятельности на другой, а любое переключение – это уже отдых для меня. Организация Конкурса и фестиваля им. А. Фраучи, или «ГитарМагФеста», или «Больших и малых звезд» – это один вид деятельности. Преподавание – это совершенно другой вид деятельности, у меня талантливые студенты в Российской академии музыки им. Гнесиных, с ними одно удовольствие заниматься. Или, например, когда идешь и играешь с пианистом Денисом Мацуевым и контрабасистом Андреем Ивановым в футбол – это третий вид деятельности. Обязательное путешествие летом на природу, но с гитарой – это также необходимая перезагрузка. И если себя спрашивать, как это все успеть, никогда ничего не успеешь. Это похоже на боязнь ошибки на сцене: чем больше боишься, тем больше ошибаешься, и наоборот. Во всех проявлениях жизни есть исключения из правил, тем она и интересна.
#знаменитости, #личная жизнь звезд, #интервью