Мария Васильевна живет в доме напротив моей мамы, приятная с виду женщина, но чаще всего проводит время одна или в компании подружек, таких же дам пенсионного возраста. За три года я ни разу не видела, что бы ее навестили дети или привозили гостить внуков.
Однажды, она сидела на лавочке у подъезда, я обменялась с ней дежурными фразами. Спросила, почему домой не идет - на улице уже свежо.
Она ответила:
- Жду сына, должен привезти лекарства и продуктов. Вот жду, соскучилась жутко.
Я робко спросила:
- Почему он так редко приезжает? Ведь вам нужно общение и уход.
Спрашивать было не ловко, не люблю лезть не в свое дело, но как черт подмыл.
- И сын и дочь приезжают достаточно часто, по очереди снабжают необходимым, но никогда не задерживаются по долгу. Передают баулы и бегут по своим делам, а внуков дай бог раз в полгода на полчасика завезут, только посмотреть и уезжают.
День видимо был у меня из серии "любопытной Варвары" и я спросила:
- Почему же так?
- Я их не виню, анализирую сейчас и понимаю, что сама во всем виновата и учитывая свой характер вряд ли бы поступила и сейчас по- другому. Я поняла, что допустила несколько ошибок в общении со своими детьми и их уже не исправишь. Они меня любят, но общаться у них желания нет.
И она поведала мне свои, как она считает "роковые ошибки":
Первая. Гиперопека
На праве старшего женщина в семье тотально контролировала детей и постоянно "поучала". Не было такого, что бы дети, чем то с ней делились. Все чаще они замыкались в себе и никогда не было "разговоров по душам". Дама контролировала все, от того момента что и когда они едят, до того с кем дружат.
Откровениями в отношениях родителя и детей не было. Зато они научились скрытности и изворотливости. Женщина всегда считала, что есть только ее мнение, остальное не правильное. Естественно и выбор вторых половинок был не оценен сердобольной матерью, как адекватный. Сноху и зятя, она мягко говоря недолюбливала.
Вторая. Она учила своих детей воспитывать детей
Это была вторая ошибка, дети жили отдельно и были уже свои семьи. Но у женщины было свое собственное развлечение. Она чуть ли не каждый день навещала, то сноху, то дочь. И было это с целью не поделиться, а опять навязать свое мнение. Она "знала" все лучше их и когда дать погрызть яблоко и как вместо смеси напоить козьим молоком. Но девушки не оценили всю ее заботу и предпочли сами воспитывать и растить детей. Поэтому все реже отвечали на звонки и даже не открывали дверь, когда она являлась без предупреждения. Женщина, как ураган влетала в жизни семей.
Таким образом женщина призналась, что сама вызвала у детей отторжение.
Когда подросли внуки, никто не просил ее с ними посидеть и просили бабушек с противоположной стороны. Все попытки оставить с женщиной, приводили к тому, что рекомендации она не соблюдала и могла накормить аллергеном. А потом высказывать, что ее дети в 1,5 года уже сами ходили на горшок и ели ложкой. Намекая матери на ее несостоятельность.
И так постепенно приглашения в гости и приезды сошли на нет, чаще даже поздравления на день рождения были по телефону или на пороге квартиры или сын или дочь передадут подарок, клюнут в щеку и уходят.
Жалко женщину и жалко ее детей, что из за склонности матери к роли " я знаю все" отношения не сложились. И им бы пойти на встречу друг другу, но опять таки женщина не может пересилить себя и извинится, а дети считают, что она не изменилась.