Найти тему

Чингисхан – его семья, род и племя.

На мой взгляд, картина хорошо передает настроение материала
На мой взгляд, картина хорошо передает настроение материала

Прежде чем перейти, собственно, к событиям из жизни Чингисхана, необходимо понять, что и главное кто находился вокруг него. Это надо понять и объяснить, как в узком родовом и семейном смысле, так и в широком, с точки зрения политической географии монгольского племени кият в котором он появился на свет.

Начнем с низу вверх. По монгольским понятиям, Чингисхан был из очень хорошей семьи. Папа Есугей – внук легендарного Кабул-хана, внука того самого Кайду-Хана, который по монгольским понятиям был родоначальником ханской династии монголов того времени, ну в общем, как Рюрик для древней Руси. Т.е. Чингисхан был голубых княжеских кровей. Но не первейших, по лиственничной династической системе, ханская власть переходила к старшему мужчине, старшего рода. Чингиз-хан один из потомков в 6 колене, старшего сына Кайду-хана – Байсонкура. Это было важно, поскольку истинные кияты, а это все многочисленное потомство за семь поколений Кайду-хана, к потомству его старшего сына относились с бОльшим уважением, так как при прочих равных первородство было главным аргументом получения власти. У Есугея – Темуджин был первенцем и старшинство в роде Есугея после его смерти переходило к нему. Но вот дед Чингизхана – Бартан-бахадур, был только вторым сыном Кабул-хана, внука Байсонкура, а отец Есугей и вовсе третьим сыном Бартана.

самое наглядное из того что есть в интернете, на мой взгляд
самое наглядное из того что есть в интернете, на мой взгляд

Здесь важно отметить, что у монголов знание «чьих ты будешь» было развито очень сильно. Рашид ад дин, говорит, что такое встречается еще разве что у арабов. Объяснение этому очевидно, в пустынной и безлюдной местности, при встрече с другим человеком очень важно быстро определить друг это или враг. Ошибка будет стоить жизни, примеры этого содержаться в историях из монгольской жизни того времени, записанных Рашид ад дином в своей «Летописи».

Ко временам рождения Чингисхана, потомство Хайду-хана, образовало многочисленное племя Кият, старшинство этого племени в Монгольском племенном объединении было нерушимо, и монгольские ханы избирались только из него. Главными родами в племени Кият были - собственно Кияты, некое ядро переходившие вместе со старшинством от старейшины к старейшине племени, кияты-тайджиуты и кияты-юркины. Юркины - сильный род, который образовали потомки сына от старшего сына Хабул-хана Суркату-юрки. Второе имя его «юрки" или "Георгий», говорит о том, что возможно этот род принял христианство несторианского толка, как соседи монголов кераиты. И эта смена вероисповедания, также могла стать причиной выделения их из просто киятов. Род этот был молодой и не столь многочисленный, но очень воинственный, гордый и державшийся в стороне от остальных монголов.

Впрочем, об их христианском вероисповедании первоисточники умалчивают, но собственно, как и еще о многих вещах. В любом случае, христианство кият-юркинов — это только версия.

Несторианский крест найденный где-от в тех бескрайних степях, датируемый примерно эпохой Чингизхана.
Несторианский крест найденный где-от в тех бескрайних степях, датируемый примерно эпохой Чингизхана.

Тайджиуты вели свое происхождение от третьего сына Кайду-хана – Чараке-лингума и ко времени Чингисхана настолько усилились, что стали главным родом киятов. Все последние ханы монголов на тот момент были из рода тайджиутов - Адал-хан, Амбагай-хан и Кутула-хан. С Кутулы-хана начинается вражда между коренными киятами во главе с Есугеем и киятами-тайджиутами о главе с Кутула-ханом. Причиной стали их личные разногласия во время гражданской войны среди кераитов (соседнего монголоязычного племенного объединения), после смерти их вождя Буюрук-хана. Есугей, предлагал поддержать Тогорила, как старшего сына Буюрука (более известного, впоследствии, как Он-хан). Тогорил претендовал на власть по принципу первородства. Кутула-Хан был против этого и хотел поддержать Гурхана его дядю, претендовавшего на власть как старейшина рода. Собственно аналогичная ситуация была и у Есугея с Кутулой в монгольской иерархии, Есугей имел приоритет в первородстве, Кутула в старейшинстве. По сути они перенесли свой личный конфликт на аналогичную ситуацию у кераитов.

Результатом этого спора, стало то, что кияты поддержали Тогорила и вернули ему власть, а Кутула тихо исчезает и более не упоминается в источниках. На его месте появляется Адал-хан, во всем слушающийся Есугея и, по сути, хан только номинальный, вся реальная власть переходит к Есугею. Можно предположить, что после победы Тогорила, они вместе разобрались с Кутулой. После этого Тогорил и Есугей стали андами, названными братьями или кровниками.

И как говорят великие в своих рукописях, это все о сильных монгольских родах из племени кият, в котором родился Чингисхан!