В конце октября, начале ноября появляются гранаты. Чудесные фрукты, с необыкновенным, особенным вкусом. Гранат может быть одновременно и сладким и кислым, именно так – раздельно. В нем живет два вкуса, как две ноты, как две стороны бытия, как добро и не добро.
И глядя на фрукт исполинских размеров, что принесла из магазина, я вспомнила о фильме, который практически мой ровесник, в следующем году исполнится 55 лет с момента первого выхода на экран. #"Цвет граната" Сергея Параджанова.
#Гранат с древности почитался, как особый фрукт. В мифологии древних Адонис среди деревьев граната восстанавливал жизненную силу. У богини Геры гранат является символом брака, у Афродиты – продородия. Изображения можно встретить на фресках в Греции и Египте, на гербах древних родов, на картинах мастеров эпохи Возрождения и у современных художников. В Азербайджане в эти дни даже празднуют «Дни граната», это любимый национальный праздник.
«Я тот, чья душевная жизнь – сплошные страдания», - заглавная фраза фильма. А после просмотра остается чувство надежды. Режиссер и художник был убежден, что человек возродится в форме граната, этот #фрукт связует мир живых и мертвых, а гранатовый сад можно представить как место обновления, второго рождения.
Исследователи творчества Параджанова отмечают, что именно на фильме «Цвет граната» сформировался художественный метод режиссера, как гражданина мира, тонко чувствующего символику быта, его колорит и традиционность.
Не каждый человек может прочесть написанное, но из красок мира была сотворена лира и вручена поэту, и почти в каждом кадре-картине зритель видит гранат.
Цвет граната в костюмах, в бытовых деталях: у персонажа Софико Чиаурели коралловая подвеска на цепи, выделяется на голубом полосатом платье, как лапка, цепко держащая сердце героини. В другом кадре у нее свеча гранатового цвета. И несколько раз – красная ладонь, и в какой-то момент становится не ясно, сок ли это? Или душа поэта источает? Стихи, как чувства, как видения. И остаются книги, выстраданные, написанные сердцем.
«Ты огонь, ты облачена в черное», - говорит голос за кадром, а героиня в платье цвета граната, ее скорбь по любимому, утраченному навечно, сопровождается протяжной мелодией и летящим пеплом. Но постепенно ритм сменяется на подвижный, активный звук барабанов, и только гранатовый цвет ковров, устилающих новый путь женщины, становится видимым, основным. И ведет этот путь в Храм.
На экране сменяются картины, постепенно вырисовывается спокойный и вечный сюжет: «Мир – это гранат!», и каждый человек в нем имеет свое зерно, каждый несет свою силу и свою боль. В #кино поэт, уставший от тягот мира, прощается с нами, но не со своей лирой. Он и после «принесет много плода».
#Фильм долго не выпускали, было сделано всего пять копий, одну отправили в «Госфильмофонд», одну оставили на студии, а другие три показали малым экраном. Символика фильма была не понята зрителем, а студия «Арменфильм» понесла большие убытки. Материал, снятый Параджановым, был перемонтирован Сергеем Юткевичем, добавлены кадры-титры с пояснениями и цитатами из Саят-Нови. В конце концов, и оставшиеся три копии были смыты.
То, что фильм сегодня можно свободно увидеть на видеоресурсе, настоящее чудо. Вижу в этом магию граната – как #символа бессмертия, как символа вечной жизни и подтверждения известного тезиса, что «рукописи не горят», как не пытались уничтожить произведение искусства, оно выпущено в жизнь, пусть и через десятилетия.
«В солнечном поле минувших лет живут мои воспоминания…» И героиня питает героя гранатовым соком, соком земли, плодородия и вечности. И поэт начинает петь, несет свое слово, и оно как зернышко граната вновь прорастет в душах. В этом есть надежда и смирение: человеческое бытие имеет две стороны.
#Сергей параджанов"Цвет граната"