Найти тему

Как две голые женщины и двое одетых мужчин навсегда изменили историю искусств.

Нам неизвестна история создания картины, более того, с названием тоже происходила чехарда, одно известно точно: точкой невозврата послужила выставленная на «Салоне отверженных» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» в 1863 году.

"Завтрак на траве" или "Купание" или "Компания из четырех человек"
"Завтрак на траве" или "Купание" или "Компания из четырех человек"

Во времена Второй империи и позже, времена Третьей республики к искусству во Франции относились крайне серьезно. Искусство было лицом государства. В те времена искусство было настоящим производством. Недаром главная выставка мира - «Салон» проходил во дворце промышленности в Париже. За картинами туда ездили со всего мира.

Однако, что бы выставляться на этой выставке художникам нужно было пройти жесткий отбор. В том году жюри было особенно строго. Из пяти тысяч заявок допущенных было только половина. Тогда Наполеон III предлагает собрать выставку из картин художников не прошедших отбор, впоследствии мы запомним его как «Салон отверженных».
Самая резонансная картина в экспозиции «Завтрак на траве» кисти Эдуарда Мане. Примечательно что за две недели до этого, когда художник проходил конкурс на «Салон» он представлял ее с названием «Купание». Дальше больше - через несколько лет, когда Мане производил инвентаризацию своей мастерской, он назвал ее «Компания из четырёх человек». ( такое название производит смутно пошлые ассоциации.)


Итак, что же такого необычного было в этом полотне?
Во-первых сумасшедшая откровенность сюжета. Обнаженные женщины были на картинах и раньше, но это были обнаженные нимфы из греческой мифологии или персонажи библейских сюжетов. Здесь же мы видим современниц художника, возможно даже соотечественниц, возможно сцена происходит в ближайшем парке. Что говорит о том что женщины были не обнажены а именно раздеты.


Во- вторых стыдливое чувство подглядывания которое возникает у зрителя. Композиция так устроена что вам кажется что вы гуляли по парку и случайно набрели на эту компанию. Более того, героиня смотрит прямо на вас, и не пытается прикрыть наготу. Это вызывает почти мистические переживания, сродни странному дневному сну.


В-третьих картина написана в необычной манере для того времени. Автор нарочно ломает пространство и перспективу, специально уплащает фигуры, эти приемы усиливают мистику происходящего.


И в-четвертых, что же здесь происходит почему так по будничному в картине происходят такие странные вещи? Кто эти люди и кем они приходятся друг-другу.

Так же как если вы в ближайшем к вашему дому парке встретите подобную сцену вы испытаете шок, так же и изобразительное искусство раз встретившись с этой картиной никогда не будет прежним.
В доказательство привожу некоторые работы в которых чувствуется влияние данного полотна. Благодаря дальнейшим оммажам мы понимаем что «Завтрак на траве» - стал очень популярным и таинственным визуальным мемом.

"Завтрак на траве" но уже Моне
"Завтрак на траве" но уже Моне
Тоже "Завтрак на траве" Поль Сезанн
Тоже "Завтрак на траве" Поль Сезанн
Тоже Поль, но уже Гоген "Откуда мы? Кто мы? Куда идем?"; приглядитесь к правой части картины.
Тоже Поль, но уже Гоген "Откуда мы? Кто мы? Куда идем?"; приглядитесь к правой части картины.
Анри Матисс "Роскошь, покой и наслождение"
Анри Матисс "Роскошь, покой и наслождение"
Пабло Пикассо "Завтрак на траве"
Пабло Пикассо "Завтрак на траве"
Виноградов и Дубосарский "Завтрак на траве"
Виноградов и Дубосарский "Завтрак на траве"