Найти тему
Наука | SciTeam

Насколько страшен Хэллоуин? История праздника

В России у Хэллоуина репутация жуткого сатанинского праздника. Но каково настоящее значение Дня всех святых и почему люди решили вырезать лица на тыквах, наряжаться в костюмы и просить конфеты? Об этом расскажет  Джо Чиз  в новом видео.

Сценарий: Анна Гребенникова.

Текст читал:  Джо Чиз.

В скетчах участвовал Дмитрий Селезнев (DS Astro).

Оператор: Александр Захарченко.

Монтаж: Алла Пашкова.

Спецэффекты:  Джо Чиз.

Благодарим за поддержку

Anna Makunina

Евгений Цыкало

DemetriusXXI

Vladimir Kondratenko

Alexey Buzmakov

Mihail

Timofei

Ukharra

Владимир

Александр Чебукин

Сергей Будыкин

Вы тоже можете нас поддержать по ссылкам:

https://www.youtube.com/channel/UC5zpCvdM7XacCb1ezv2CXSg/join

https://sponsr.ru/sciteam

https://boosty.to/sciteam

https://www.patreon.com/join/sciteam

Хэллоуин – праздник, которого боятся, как ни странно, в стране, где он отмечается совсем недавно. Пока ломаются копья, попробуем выяснить, заслуживает ли Хэллоуин звания жуткого сатанинского праздника, и разберёмся, откуда он взялся.

Итак, перенесёмся во времена кельтов.

Напомню, что эти ребята когда-то населяли добрую часть Европы – от Британских островов на севере до Испании на юге и Карпат на востоке. Кельты были язычниками и контактировали с античными цивилизациями – как с греками, так и с римлянами. Первые называли эти племена кельтами, а вторые – галлами. Довольно любопытный источник о галлах оставил не кто иной, как Юлий Цезарь. В «Записках о Галльской войне» он упоминает кельтских богов, но называет их римскими именами – это потом породит путаницу. Также Цезарь пишет, что религиозными и судебными вопросами занимаются друиды – жрецы, но при этом они не записывают священные стихи. Таким образом, каких-то письменных сведений от самих друидов мы, к сожалению, не получили.

Со временем кельты остаются только на Британских островах, и, когда там появляются уже христианские миссионеры, они с негодованием обнаруживают там так любимую нами сегодня кельтскую культуру, хоть уже и позднюю. И вот тут как раз появляются заметки о Самайне.

Как и у большинства народов, у кельтов деление года происходило по длине светового дня – это примерно совпадало с делением года на холодный и тёплый сезон. В конце тёплого сезона праздновался праздник уборки урожая, а само название, возможно, происходило от названия месяца – словом Samhain или подобными называли третий месяц осени. Есть версия, что праздник «перекочевал» из весенне-летних обрядов, но она вызывает вопросы. Итак, вторая половина осени урожай собран, народ начинает развлекаться. 1 ноября в католичестве отмечается День всех святых, и оба этих праздника наложились друг на друга.

В хрониках упоминается, что главной чертой Самайна было собрание при дворе короля – так продолжалось до XII века и охватывало все Британские острова. Средневековые люди считали Самайном именно День всех святых, а канун праздника в источниках не упоминается.

Самайн был не только праздником уборки урожая, но и концом «светлой» половины года, а также началом нового года – тоже не уникальное явление, в древности начало года привязывалось к концу уборки урожая или началу полевого сезона.

У земледельческих народов осенне-зимний период также связан с символикой смерти – ведь природа как бы умирает в это время, сезон закончен, за окном уныло, а также потустороннего – не просто же так день становится короче, это явно чей-то злой промысел! В самые короткие дни года на землю спускалась всякая нечисть, поэтому народ принимался её отгонять – с такими смыслами существуют такие праздники, как Йоль и Святки (да-да, Святки ближе к Йолю).

Итак, в основе Хэллоуина лежат два пласта – День всех святых, который связан с поминовением усопших. Церкви и часовни в честь всех святых как в католичестве, так и в православии строятся на кладбищах, правда, православный День всех святых празднуется в мае-июне, через неделю после Троицы.

Второй пласт – Самайн, где символика смерти также присутствует – считалось, что в это время умирают те ирландцы, кто нарушил свои запреты-гейсов, а живые могут увидеть духов. Кельты, судя по всему, населяли всю природу духами, то есть исповедовали анимизм, и в Самайне остался отголосок этих верований. Среди духов вполне могут быть и предки, поэтому традиция рассказывать истории и своих пращуров и проводить ритуалы, чтобы их как-то задобрить, стали частью празднования Дня всех святых. Таким образом, важно было отпугнуть злых духов и поддержать хороших.

К концу Средневековья важной частью народного календаря становится канун этого праздника – то есть 31 октября. На английском это звучало как All Hallows' Eve или All Saints' Eve, а шотландцы с ирландцами стали произносить это как Хэллоуин.

Во время массовой миграции в Америку переселенцы перевезли и праздник. Надо сказать, что от современного Хэллоуина он тогда был далёк – никаких детей в костюмах, которые выпрашивали конфеты. Этот обычай был связан, в первую очередь, с Рождеством и Святками-Йолем. Я думаю, тут далеко за примерами ходить не надо, так как колядки – явление того же порядка. В целом ряжение в День всех святых не фиксировалось.

Как правило, в канун Дня всех святых гадали – предприимчивые девушки пользовались вылезшей нечистой силой, чтобы найти себе мужа. Так как в Британии как раз в октябре собирали яблоки, то на День всех святых именно они становились главным блюдом стола и главным предметом для гаданий. Детям выдавали яблоки (конфеты приходят уже потом), пекли пироги, готовили яблоки в сиропе. В общем, традиция «быстро уничтожить яблоки, пока не испортились», знакома не только нам после дачного сезона.

В XIX веке традиция распространяется по США и Канаде и, так как Йоль в этих странах практически не празднуется, а традиции Рождества поменялись, то ряжение и колядование «перешло» на Хэллоуин. Кроме того, именно в США получили популярность костюмированные вечеринки, что тоже сказалось на появлении этой традиции. В последнее десятилетие XIX века дети начинают ходить и просить конфеты и в Шотландии, и в США.

Хорошо, а откуда тогда тыква? У неё максимально простая символика – страшная рожа на тыкве должна отпугивать злых духов. Кстати, а вы знали, что у Джека-тыквы был русский кузен? Для того, чтобы отпугивать нечисть в Святки, на тыкве вырезали страшную рожу, а внутрь могли вставить свечку, а ещё голову тыквы могла носить ряженая смерть. Да-да, святочная ряженая смерть.

В целом, большинство христианских конфессий отмечают Хэллоуин – англиканская церковь считает его частью Дня всех святых, другие протестанты отмечают его как праздник, посвящённый Реформации. Католики не включают Хэллоуин в официальный календарь, но разрешают праздновать его. Проблемы праздник встретил только в России, но его появление тоже закономерно – святочные ряжения ушли в прошлое, временем карнавала можно назвать разве что Масленицу, а без карнавала в массовой культуре никуда.

Откуда взялась слава Хэллоуина как страшного и сатанинского праздника? В конце XIX века таких вопросов не возникало, однако во второй половине XX века с тягой к сенсациям и болезненным интересом к смерти почти каждый Хэллоуин достают из сундука очередную страшную историю – что поделать, нам нравится щекотать нервы. Такие публикации облетают весь земной шар и используются как доказательства «тёмной» природы праздника – опять же, кельты своих предков не особо боялись, а истории о духах помогали соблюдать определённые запреты и правила поведения.

Так как мы уже не воспринимаем Хэллоуин как дань памяти предкам (кроме центрально-американского Dias de los Muertos, дня мёртвых, который тоже не несёт в себе негативной коннотации) или время, когда нам нужно срочно заканчивать сбор яблок, то в свободное время вполне можно нарядиться зомби, русалкой или любым другим чудищем и отправиться пугать таких же чудищ во славу адреналина и всеобщего веселья.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц