Личный состав русского флота
Из 42224 российских моряков, принимавших участие в русско-японской войне, 7934 человека погибли и 6705 получили ранения. Среди погибших только в морских боях насчитывалось 284 офицера; 428 офицеров и 13984 нижних чина оказались в японском плену.
Нижние чины
Переход к паровому, а затем к паровому броненосному флоту повысил требования к личному составу флота. От матросов теперь требовалась не столько сила и ловкость (что имело большое значение на парусных кораблях), сколько технические знания и умения. Резко повысилось значение унтер-офицерского звена.
По сравнению с сухопутной армией, комплектование личного состава русского флота имело несколько иные принципы. К отбытию воинской повинности на флоте призывались ежегодно молодые люди, которым исполнился 21 год. Срок службы на флоте составлял 12 лет: 7 лет действительной службы, и 5 лет в запасе.
Военно-морские силы России в начале XX века представляли собой своеобразную, гораздо более самостоятельную и автономную, чем теперь, организацию, объединяющую (почти без преувеличения) избранных людей из всех сословий государства. Образно говоря, моряки тогда сами строили или заказывали корабли, принимали их и готовили их к боевым действиям, сами потом на этих кораблях шли в бой, сражались, гибли, уничтожали корабли после боя, а иногда - и без боя, или даже сдавались. Потом сами свои корабли ремонтировали, поднимали, критиковали себя в печати, расследовали обстоятельства событий и судили, оправдывались и искали пути к устранению недостатков, намечая вехи возрождения флота. И сами друг друга награждали и лишали чинов, орденов и пр., хотя здесь последнее слово оставалось за императором…
В.Ю.Грибовский, историк, капитан I ранга.
Во флот направлялось столько новобранцев, сколько было необходимо для восполнения состава при очередном увольнении в запас. Так, в 1899 г. было призвано 14040, а в 1904 г. - 15642 новобранца.
По сравнению с миллионной сухопутной армией, число небольшое. Это давало возможность подходить к отбору будущих матросов гораздо более тщательно. Так, если число грамотных призывников в армии не превышало 30%, то во флоте в 1900 г. оно составило 63%. К 1905 г. среди нижних чинов насчитывалось около 50% призванных из крестьян, и около 30% - из рабочих. Общая численность нижних чинов в 1903 г достигла 61,4 тыс человек.
Нижние чины Российского императорского флота разделялись на три категории: матросы, унтер-офицеры и кондукторы. Только что прибывший на службу новобранец получал звание юнги или молодого матроса. Следующей ступенью являлось звание матроса 2-й статьи (или ученика). После восьми месяцев службы строевой матрос 2-й статьи мог стать матросом 1-й статьи. Первое унтер-офицерское звание нижний чин мог получить при положительной аттестации начальства и годичном пребывании в звании матроса 1-й статьи или по окончании специальных классов.
Унтер-офицеров флота готовили специальные морские школы и учебные суда. К ним относились: 1-й и 2-й учебные морские экипажи (на 350–400 чел.), учебная квартирмейстерская команда (на 250 чел.); флотская строевая рота, преобразованная в 1884 г. в учебно-строевую команду (на 130 чел., а с 1893 г. — на 250 чел.). Минная школа в Кронштадте (на 100 чел.) и временная Черноморская минная школа (на 75 чел.); с 1883 г. действовала Учебно-артиллерийская команда в составе комендорской, унтер-офицерской и гальванотехнической школ (на 600 чел.). В 1885 г. в Кронштадте была открыта Школа машинных унтер-офицеров на 160 чел.
Качество специальной подготовки (профессионализм) матросов и унтер-офицеров в начале XX в. было достаточно высоким. Достижение его обеспечивалось экстенсивным путем - за счет увеличения сроков обучения. Неоправданно много времени тратилось на теоретический курс и строевую подготовку. В практическом обучении комендоров не применялись береговые тренажеры, зато во время практического плавания стремились к освоению всех систем артиллерийского вооружения, количество которых из года в год возрастало…
В.Ю.Грибовский, историк, капитан I ранга.
Большим недостатком организации службы на русском флоте было возложение на экипажи кораблей - «из соображений экономии средств» - функций береговой службы. В результате боевая подготовка личного состава кораблей проводилась только во время кампании (весна-лето). После проведения осенних маневров корабли пустели. Матросы и унтер-офицеры несли береговую службу, а офицеры уходили в отпуск. Приобретенные экипажем навыки и умения терялись.
Такой порядок был установлен не только на Балтике, но и на Дальнем Востоке, и на Черном море, хотя климатические условия позволяли там вести боевую подготовку там хоть круглый год.
Военно-морские учебные заведения
В конце XIX века в России существовали средние и высшие военно-морские учебные заведения. Существенным их отличием от сухопутных было то, что обучали они только дворян, прием из других сословий разрешался только по «высочайшему соизволению» в каждом отдельном случае.
Основным учебным заведением, готовившим кадры флотских офицеров, был Морской кадетский корпус. Право поступления в него предоставлялось сыновьям офицеров флота и потомственным дворянам.
В учебный план этого высшего учебного заведения входили: специальные предметы — навигация, электротехника, кораблестроение, морские съемки, физическая reorpaфия, пароходная механика, минное дело, девиация компасов, морская артиллерия, теория корабля, фортификация, морская астрономия, морская тактика, история военно-морского искусства, морская администрация, законоведение, гигиена; общие предметы — английский, французский и русский языки, аналитическая геометрия, теоретическая механика и начала дифференциального и интегрального исчисления, закон божий.
Приобретенные навыки закреплялись в учебном отряде, для чего к училищу прикомандировывались учебные корабли («Костер», «Громобой», затем «Пересвет», «Гиляк», «Алмаз» и др.). В первый год осваивали азбуку морского дела, во второй — такелажные работы, в третий — несение матросской службы во время действительного плавания.
В 1897 г. было образовано высшее Морское инженерное училище с двумя отделениями: механическим и кораблестроительным. В отличие от Морского корпуса, в Морское инженерное училище могли поступать выходцы не только из дворянского сословия.
Комплектование офицерских кадров
К началу XX в. личный состав российского флота включал строевых чинов корабельной службы: нижних чинов и кондукторов, флотских обер- и штаб-офицеров, адмиралов. Кроме лиц этих категорий, на кораблях служили судовые инженер-механики (носители специальных званий, а не чинов, но морских мундиров), медики, священники (только на кораблях 1 ранга), гражданские чиновники-содержатели различного имущества. Все они находились на положении офицеров. В числе судовых офицеров встречались последние представители упраздненных в 1885 г. корпусов морской артиллерии и флотских штурманов. В отличие от флотских, они имели чины, сходные с чинами армии (капитан, подполковник, полковник КФШ, КМА и т.п.), и свою линию производства. Они постепенно заменялись флотскими офицерами, а чиновники-содержатели - кондукторами флота. Во время войны из запаса призывались прапорщики по морской и механической частям, как правило, служащие в мирное время на коммерческих судах…
В.Ю.Грибовский, историк, капитан I ранга.
Переход к паровому флоту потребовал реформы морских школ, которую долго не могли начать из-за невозможности освободиться от значительного количества старших офицеров, годами не бывавших на кораблях.
Выход был найден лишь в начале 80-х годов, когда решено было перейти к системе производства только на свободные вакансии, а в основу положить морской ценз, по которому для получения следующего чина необходимо было пробыть определенное число лет в плавании (мичману 1,5 года, лейтенанту 4,5 года), для получения же чина штаб-офицера — командовать судном. Чин капитана 1 ранга (VI класс) присваивался только после 12 месяцев плавания старшим офицером на судах 1-2 ранга и 12 месяцев - командиром судна 2 ранга. Даже для производства в контр-адмиралы (IV класс) "за отличие", требовался четырехлетний стаж командования судном 1 ранга, включавший 4 месяца внутреннего или 8 месяцев заграничного плавания.
На практике система свелась к поочередному отбыванию офицерами морского ценза, после чего многие из них просто ожидали вакансий для производства в следующий чин.
На деле вышло так, что начальство оказывалось обязанным дать офицеру следующее назначение, раз только минимум требований был им выполнен…
В.И.Семенов, капитан I ранга
Был также установлен предельный возраст, по достижении которого надлежало уходить в отставку, если не оказывалось свободной вакансии (для лейтенанта — 47 лет, капитана II ранга — 51 год, капитана I ранга — 55 лет, контр-адмирала — 60 лет, вице-адмирала — 65 лет). Это позволило перевести в резерв, а затем в запас тех офицеров, которые не отвечали требованиям. Если в 1886 г. в резерве состояло 544 штаб— и обер-офицера, то через пять лет их уже было 85, а остальные переведены в запас.
Но, решив одну проблему, получили другую: нехватку подготовленных кадров. Если в 1892 г незакрытыми были лишь 18 вакансий штаб— и обер-офицеров, то в 1895 г. — уже 95. Особенно остро проблема проявилась, когда завершилась реализация 20-летней кораблестроительной программы.
К лету 1904 г. в списках флота состояли всего 1229 лейтенантов и мичманов - около 74% штатной численности. Не лучше обстояло дело и с инженерами-механиками.
Высшие офицеры
Список из 12 адмиралов российского флота (не считая генерал-адмирала и германского императора Вильгельма II) в 1904 г. возглавлял почтенный 73-летний Н.М. Чихачев. Ни он, ни другие адмиралы, кроме Е.И. Алексеева (2-й по списку), не занимали командных должностей, т.е. не играли заметной роли в управлении флотом. В списке из 25 вице-адмиралов пятым был С.О. Макаров, самый молодой по возрасту и самый старший в чине из тех, кто находился на командных постах. Возраст вице-адмиралов колебался от 55 лет до 71 года (предельный по положению - 65 лет). Во время войны оказалось, что из их числа вовсе не просто избрать кандидатов на должности командующих флотами или эскадрами…
В.Ю.Грибовский, историк, капитан I ранга.
Кадры высшей квалификации давала Николаевская морская академия, сформированная в 1877 г. на базе офицерских классов Морского училища. Учебное заведение состояло из трех отделений с двухгодичным сроком обучения — гидрографического, кораблестроительного и механического. Старших морских артиллерийских офицеров ежегодно в числе 5 человек командировали для обучения в сухопутную Михайловскую артиллерийскую академию.
В 1895 г. при Николаевской Академии был открыт годичный курс военно-морских наук для совершенствования морских офицеров. Никаких прав курс не давал. Строевые офицеры нередко презрительно называли его «кулинарными курсами».
В начале XX в. на флоте было около 6 % личного состава офицеров, окончивших Морскую академию.
#русско-японская война
#1904
#русский императорский флот
#русские матросы
#морские офицеры
#адмиралы
#военная история
#война
#флот
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Автору за труд:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6