Прошлогодний локдаун ввел в оборот новое правило: продажи автомобилей в 2021 году мы сравниваем не с 2020-м, а с позапрошлым 2019 годом, когда жизнь шла в привычном ритме. Такой подход позволяет исключить эффект низкой базы, вызванный коронавирусным перебоем в работе автосалонов, а заодно и трезво взглянуть на состояние рынка. Между тем по сравнению с 2019 годом дилеры действительно продали больше машин: в июне на 4,3%, за первые шесть месяцев — на 5%.
В Китае все спокойно…
Поскольку главными возмутителями спокойствия в первом квартале стали китайские марки, увеличившие свою совокупную долю, с них и начнем, но для начала поговорим об аутсайдерах «желтого сегмента», ибо именно они обычно становятся поставщиками горячих инфоповодов. Для начала напомним, что в этом году фактически прекратила свою деятельность по продаже машин в России «Зоти Моторс Рус», и причин на то две: во-первых, в конце прошлого года на белорусско-британском предприятии «Юнисон» прекратили сборку машинокомплектов Zotye, во-вторых, в декабре умер заместитель гендиректора «Зоти Моторс Рус» Александр Гнездюк — главный «мотор» фирмы и замечательный человек, всегда по-доброму относившийся к журналистам. Нам не удалось получить комментарий от «Зоти» по дальнейшей стратегии развития на нашем рынке. Что касается финансового положения, то в 2019 и 2020 году фирма показала суммарный убыток против прибылей прежних лет почти в 33 млн рублей, и ее перспективы представляются туманными. Почти все машины на складах закончились: во втором квартале дилеры получили 17 экземпляров, всего за полугодие — 36.
Не успев заявиться в прошлом году с легковыми моделями в России, забуксовал и GAC: в первом квартале фирма распродавала прошлогодние склады. Экземпляры 2021 года выпуска должны были поступить в Россию из Китая в середине мая, о чем мы писали, однако потом этот срок отодвинули аж на август. Между тем с этого года GAC стал подавать данные в Ассоциацию европейского бизнеса и, вероятно, это может свидетельствовать о далеко идущих планах, хотя продажи пока идут в гомеопатических дозах: лучше всех расходится полноразмерный кроссовер GS8 — 201 экз. за полугодие, за ним идет компактный GS5 — 85, замыкает тройку большой вэн GN8 — 31 экз. К сожалению, нам не удалось узнать о состоянии дел в GAC, потому что представительство не только отказалось от внешней пресс-службы, но еще и сократило собственных сотрудников, в частности наших контактеров из отдела маркетинга.
Dongfeng, наоборот, перестал подавать данные в АЕБ, что стало причиной возникновения слухов об уходе бренда с российского рынка, однако в представительстве нас заверили, что со второго полугодия подача данных возобновится, и вообще все в порядке. В любом случае с поступлением данных по регистрациям автомобилей в ГИБДД мы дадим полную картину по DFM, равно как и по JAC, который тоже не дает цифры в АЕБ. Что касается еще одного «полуживого китайца» — Brilliance, его положение по-прежнему непростое. Сейчас в российском портфолио бренда всего одна модель — субкомпактный кроссовер V3, по которой распродают экземпляры аж 2019 года выпуска! Представительство «бриллиантовой» марки тоже утратило некоторых сотрудников, включая и одного-единственного работника пресс-службы, поэтому прогноз даем тревожный.
Вы удивитесь, но до сих пор формально жив Lifan! Мы связались с сотрудниками представительства, и они нам сообщили, что штаб-квартира пока не определилась с дальнейшими планами на наш рынок, однако и сигнала о закрытии пока тоже не поступало. Другое дело, что именно нынешний год может стать для Lifan, как и для многих из перечисленной «китайской мелочовки», последним в России, именно поэтому мы и уделили им столько внимания в самом начале.
В зону риска мы помещаем и Changan, который в основном распродает прошлогодние склады, при этом по отгрузкам не показывает роста относительно прошлого года. Сравнивать продажи с 2019 годом не имеет смысла, потому что тогда марка переформатировала свой модельный ряд в РФ и в первом квартале торговала вообще только одной моделью — ушедшим ныне CS35. Между тем в июне 2021 года прозвенел тревожный звонок — продажи просели на 25%. Не перерастет ли это в длительный тренд, ведь весь прошлый год фирма изрядно «желтила», то есть отчитывалась в АЕБ не реальными продажами, а отгрузками дилерам?
Теперь перейдем к крупняку из Поднебесной: лидером по росту доли стал Haval — 1,9% против 1,0% в первом полугодии прошлого года. За это время по объему продаж марка оставила позади Mazda, Mitsubishi и УАЗ. Сравнивать нынешние продажи Haval с 2019 годом тоже не имеет смысла, поскольку завод в Тульской области открылся только в начале июня и потом долго «разгонялся», поэтому по отношению и к позапрошлому, и к прошлому году марка демонстрирует большущий рост. Далее мы прогнозируем дальнейшее увеличение продаж, что связано в первую очередь с запуском Jolion. Первым полным месяцем отгрузок для новинки стал июнь, и притом что обеспеченность машинами дилеров еще далека от оптимальной, они получили 907 образцов — почти столько же, сколько F7x (937 шт.) и F7 (1038 шт.). Мы уверены, что к концу года по ежемесячным продажам Jolion не только станет лидером в линейке бренда, но обгонит F7x и F7, вместе взятых, и дело здесь не только в привлекательности ценника Jolion. Дело в том, что именно во втором квартале 2021 года по F7x и F7 наметилась тревожная тенденция: в июне их продажи упали относительно апреля, причем по F7 — очень резко. Если в апреле дилеры получили 1472 экземпляра F7 (это рекордный показатель за всю историю F7 на нашем рынке), то в мае — 1235 шт., а в июне, как мы уже сказали, — 1038, то есть падение почти на треть. Мы взяли на заметку этот тренд и обязательно посмотрим, сохранится ли он в третьем квартале нынешнего года, а также попробуем выявить его зависимость от увеличения продаж Jolion. В любом случае Haval стал китайским брендом номер один в России и на сегодняшний день обладает самыми широкими возможностями по трансформации модельной линейки.
Тучи ходят хмуро…
Положительная динамика иных брендов не должна вводить в заблуждение, поскольку далеко не все выдерживают сравнение с 2019 годом. К примеру, Mitsubishi и теряет долю, и сильно падает: в этом году дилеры получили 12 072 машины против 19 218 в первом полугодии 2019-го. Сильно просел лидер продаж Outlander (10 656 шт. в 2019 году против 7503 сейчас), резко сдал позиции и локализованный в Калуге Pajero Sport: 3696 автомобилей в 2019 году против 920 в 2021-м. За счет этого маленький ASX, который завозят из Японии, вышел на второе место в линейке бренда.
Mazda, тоже теряющая долю, показывает умеренный рост: 15 096 машин против 13 574 в 2019 году. Эффект достигнут в основном за счет замены импортировавшейся «трешки» на локализованный во Владивостоке кроссовер CX-30, который сейчас продается вровень с «шестеркой», лишь немного уступая ей — 2019 штук против 2426. Таким образом, Mazda6 падает, поскольку в первом полугодии 2019 года дилеры реализовали 2798 машин. Впрочем, главный паровозик продаж — CX-5 — немного прибавил: 9610 штук против 9232 в 2019 году. Однако есть и тревожный звонок: в июне продажи пошли вниз — было реализовано на 11% меньше машин, чем в 2020 году. Здесь опасность та же, что и у Changan: главное, чтобы это не превратилось в долгосрочную тенденцию.
В общем, такие вот разнонаправленные тенденции на рынке, однако «цыплят» мы будем считать не по осени, а по зиме. Все-таки надежда, пусть и ничтожная, на очередную сдвижку повышения «утиля», а то и вовсе отмену его повышения, остается. По крайней мере, представители автомобильных брендов изо всех сил капают на «мозги» нашему правительству по этой части. А нам остается добавить, что к результатам первого полугодия мы еще вернемся с подробнейшим анализом рынка «зелени»: как-никак на Теслу пересел главный адепт «электричек» в РФ Денис Мантуров.