На каких книгах вы выросли?
Что стояло на полке вашей домашней библиотеки?
Моё одно из ранних воспоминаний: книжные шкафы полированной мебели из светлого дерева заполнены одинаковыми книжками в мягком переплёте. Меня почему-то совершенно завораживало название серии - "Классики и Современники". А ответы родителей на вопросы сестры, есть ли у нас какой-то писатель: "Посмотри в КС", - воспринимались как магический шифр. Мне хотелось научиться читать, только чтобы познакомиться с таинственным КС.
Ничего странного, что серия "Классики и современники" стала частью моего приданого. А уже спустя годы из маленькой однокомнатной квартиры "переселилась" в книжные шкафы моего школьного кабинета. Какой же я испытала шок, когда на городском смотре кабинетов Русского языка и литературы выслушала замечание, что подобные книги устарели, смотрятся "непрезентабельно", поэтому необходимо утилизировать. Что устарело? Сборник древнерусской литературы? Или "Слово о полку Игореве"? А может, Тургенев, или Куприн, или Толстой?
Конечно, я не сдала серию в макулатуру, но пришлось через какое-то время переместить во второй ряд. Все-таки мягкая обложка быстрее выходит из строя: краски стираются, появляются заломы, переплет разваливается.
Книгой И .С. Тургенева "Отцы и дети" я пользуюсь до сих пор, когда с десятым классом читаю и анализирую роман. И не страшно, что обложка подклеена, зато есть на нужных страницах нужные мне закладки, сделанные на заре педагогической деятельности.
Теперь только в старой серии КС можно найти утратившие актуальность в наши дни, но оставившие след в советской литературе книги Серафимовича, Фурманова, Леонова.
Вот "Железный поток" Серафимовича всегда необъяснимо мне нравился. Причём и в школьные годы, и позже обращала внимание на построение предложений. Не одну карточку сделала, ориентируясь на его громоздкие фразы. Как хорошо можно отработать постановку всех знаков препинания. (Особенно в свете подготовки 3 задания ОГЭ)
Выпишите все цифры, на месте которых нужны запятые.
Из толпы (1) на целую голову выше ее (2) расталкивая локтями (3) молча (4) к ветрякам пробирается (5) с неотразимо красивым лицом (6) с едва пробивающимися черненькими усиками (7) в матросской шапочке (8) и две ленточки бьются сзади (9) по длинной загорелой шее (10) он продирается (11) не спуская глаз с кучки командиров (12) зажимая в руках (13) злобно сверкающую (14) винтовку.
Двухтомник "Чудное мгновение" - последнее приобретение серии, сделанное в 1988 году. Это первое мое знакомство с поэзией серебряного века. Само понятие войдёт в мою жизнь немного позже, а стихи - весной того года, когда родители на день рождения подарили две маленькие книжки - одну голубую, другую розовую.
Я заучивала пастернаковское "Свеча горела на столе" и ахматовское "Сжала руки под тёмной вуалью".
Я ещё не знала, кому посвящены строчки Гумилева:
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
И была удивлена, что Николай Асеев, чьи строчки меня просто завораживали, был футуристом:
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
Мне и в жару без тебя — стыть.
Мне без тебя и Москва — глушь.
Каждый из этих поэтов, как и Цветаева, Бальмонт войдёт в ту весну в мою жизнь навсегда.
До сих пор двухтомник этот - одна из самых дорогих книг.
Как же я обрадовалась, когда в магазине увидела книгу, изданную в КС, потом ещё одну. Словно привет из детства.
"Классики и современники" - замечательное название для серии, которая объединяет шедевры и прошлых лет, и нынешнего времени. Почему бы не расширить возможности серии за счёт лучших произведений Улицкой, Рубиной, Быкова, Идиатуллина, Водолазкина, Пелевина да даже Глуховского и многих других писателей?!