Найти тему

Книга написана удивительно талантливым, мастерским слогом

Елизавета Мосиенко о романе Г. Л. Олди "Маг в Законе":

-2

Прочитала первый том. Надо сделать паузу и написать половинку рецензии. Вторая половинка будет позже, когда глаза отдохнут достаточно, чтобы приниматься за чтение второго тома. Поехали!

Это первая книга Г.Л. Олди, с которой началось моё знакомство с этими авторами. Об их существовании я узнала благодаря данному сайту «Author Today».

-3

Аннотация напомнила жизнеописание Фёдора Симеоновича Киврина из ПНВС Стругацких: «при Иване Грозном... сожгли в бане... при Алексее Михайловиче... били батогами нещадно... при Петре Алексеевиче... попал в каторгу на тульский оружейный завод, бежал оттуда... долго путешествовал...»

Вот оно. Колдуны-каторжане. Я давно хотела нечто такое найти и почитать.

Книга была сразу же отправлена в электронную библиотеку в раздел «прочесть позже», где и пребывала до недавнего времени ввиду моей нехорошей привычки читать параллельно две-три книги разных авторов. А несколько дней назад я, наконец, перечитала первые главы и продолжила дальше. Оторваться было невозможно.

-4

Книга написана удивительно талантливым, мастерским слогом. Пейзажи и портреты как будто выполнены яркими красками, нанесёнными на холст смелыми уверенными мазками. Сюжет разворачивается неспешно, повествование в большей степени не о том, как персонаж А пошёл туда-то и победил там персонажа Б, а о внутреннем мире всех этих персонажей, о том, как непросто каждому из них жить и выживать в суровой реальности. Взаимоотношения между главными героями очень трогательные. Дружба и отношения «учитель-ученик» между лицами разных полов замечательно переданы. Кто сказал, что мужчина и женщина не могут быть просто товарищами, очень близкими, готовыми жизнь отдать за того, кто дорог?

Ещё как могут.

-5

В 9-10 главах первой части Друц вообще пожертвовал собой ради малознакомых людей. Когда он умирал и Рашеля его спасала, подняв практически уже неживого и заставив танцевать – я плакала. Не в буквальном смысле; внутри. Это один из сильнейших, драматичных моментов книги.

Это книга о чародеях, но главным образом – не о магии (самой ей уделено не так уж много времени), а о том, как трудно радикально отличаться от обычных людей своими способностями, о том, что дар может быть одновременно проклятием, вытесняющим на обочину жизни, вне закона государственного – в другой, преступный закон.

-6

Отдельной похвалы и аплодисментов заслуживает авторская находка с «заметками на полях» – маленькими главками или фрагментами глав, позволяющими заглянуть в глаза тому или иному персонажу и увидеть кусочек его внутреннего мира, некое воспоминание или мечту. У кого-то это может быть памятный пейзаж, укромное место на природе. У кого-то – аллегория с тем, каков этот персонаж есть по характеру. У кого-то – скорбные, печальные «кадры» из прошлого. Может быть, такой вопрос уже задавали другие читатели, но я всё-таки спрошу: есть ли такие «заметки на полях», в которых можно посмотреть в глаза самим авторам? Было бы интересно.

-7

Важную часть книги составляет музыка. Это и вальс-лейтмотив Княгини (вот бы его послушать! Ведь есть же прототип?), и песни Друца, которые он поёт, когда нервничает, и разнообразные романсы, и ещё много чего... Отдельное спасибо за упоминание Яши Хейфеца.

Пару слов о нём:

Кто не знает, поясню: это самый знаменитый скрипач в мире среди тех, чья игра сохранилась в записи. Легенда для каждого учащегося музыканта-струнника, коим являюсь и я. В этом альтернативном варианте истории он назван «венским кумиром», в отличие от реального Иосифа Хейфеца, который жил в Вильно, потом учился в СПб и с началом революции эмигрировал в Америку. Но альтернативка она на то и альтернативка, чтобы присутствовали отличия.

Меня, кстати, очень позабавила перестановка местами фамилий Станиславского и Немировича-Данченко. А говорят они в терцию вот почему:

Это совершенно верно, так оно и в жизни бывает. Двое людей, говорящих одновременно, чаще всего говорят на разной высоте звука, и между их голосами образуется тот или иной интервал.

-8

Ещё хочу сказать о том, что я сразу очень полюбила Друца. Он такой яркий, настоящий, грустно-весёлый. Замечательный. И у него очень чуднОе имя.

Набрав в поисковике «имя Дуфуня», я с удивлением узнала о том, что есть такой цыганский актёр и режиссёр Дуфуня Вишневский. Это совпадение или так и было задумано?

...Ладно. Наболтала много, Акульке под стать. Пойду читать второй том. А аудиокниги, случайно, нет? Было бы очень удобно!

-9

...Сегодня я дочитала второй том. Я долго боялась браться за него, опасаясь трагической гибели полюбившихся героев. За это время успела прочесть ещё две другие книги Олди и начать читать третью! Но, наверное, первая книга, с которой начинаешь знакомство с понравившимся автором, всегда сильнее откладывается в памяти и в сердце. Мои любимые Друц, Княгиня и Джандиери (да-да, а вы думали? ещё с первого тома!) дождались, когда я снова возьмусь за этот роман. Взялась и не пожалела.

-10

Немного лирики о том, как я люблю Шалву, а также куча спойлеров:

Когда я оставляла восторженный отзыв на первый том, у меня пропал целый абзац, посвящённый тому, как я восхищаюсь мастерски придуманным персонажем Шалвы Теймуразовича. Я тогда ещё подумала, может, ладно, так тому и быть. Так вот. Если в том томе мне приходилось радоваться редким появлениям господина (полу)полковника, то здесь он присутствует почти в каждой главе. Читатель узнаёт антагониста со множества разных неожиданных сторон:

"А я что – не человек?! параграф Уложения о Наказаниях?! Мне не бывает больно?! страшно?! я не имею права на сомнения?! Ведь, кроме Закона, у меня тоже есть совесть, совесть человека, который видит…"

"Восклицательные знаки — гибель рассудка!"

Боже, ну какой же он классный, ну нельзя же так.

-11

И сразу же, с первой главы -- Княгиня за ним замужем! За своим врагом, настигающим жертву в повторяющемся дне её ареста. Добрую половину тома нас, читателей, держат в уверенности, что этот брак просто формальность. Но на самом деле это не совсем так! Поначалу я немножко обиделась: а как же Друц? Но воспринимать его с Рашелью отношения как имеющие хоть какой-либо намёк на романтику было бы глупо. Они просто очень близкие товарищи по мажьему промыслу, по несчастью. А вот что касается г-на (полу)полковника, то в первом томе были кое-какие моменты, заставляющие задуматься о том, что такой союз был бы возможен. Хотя бы гипотетически. А авторы берут и делают! Самое неожиданное, что могло бы случиться -- случается! И продолжают нас удивлять.

-12

Например, когда Тамара, скорбная умом полковничья дочь, вдруг просит Друца взять её в ученики. И сам факт того, что этот ритуал не завершается до конца, делая Тамару таким образом свободнее всех остальных прошедших Договор. Или ещё -- когда беременная Акулина лихо стреляет из ружья по взбесившейся толпе, почти не боясь. А уж второй Обратный Хоровод... Я давно не переживала таких сильнейших эмоций. Казалось бы, уже было, повтор -- ан нет. Всё совсем по-другому. Рефрен звучит на тон выше.

-13

Я была практически уверена в предстоящей гибели Княгини и/или Друца в конце книги. Так казалось, так было более или менее предсказуемо, и от этого было жутко с каждой страницей всё больше привыкать и проникаться к героям, обречённым на смерть (вспомним сны Княгини про эшафот и периодически странное поведение стареющего Друца). И вот уже за пару десятков страниц до конца я стала страшно переживать за Джандиери. В каком-то смысле я, наверное, даже должна поблагодарить авторов за то, что можно заставить читателя пережить такие ощущения вместе с героями (в данном случае -- Фёдором и Акулиной). Вот, казалось бы, всё уже: в одиночку с саблей против сотни, если не больше, вооружённых людей. Не в бою, так позже умрёт от ран и сумасшествия. Пора бы и хоронить персонажа. И вдруг авторы опять берут и делают! Наоборот!

Извините меня, но это гениально. Я реву.

-14

Конец получился в какой-то степени открытым, но, как я поняла, Сохатины всё-таки решили заключить договор со своими дочерьми, иначе Фёдор не спрашивал бы согласия у Акулины?

P.S. А ещё меня очень тронуло, как князь и Княгиня по очереди признавались друг другу в любви, и что Шалва так и не смог сказать этого вслух.

P.P.S. У Фёдора и Акулины, как мне думается, есть "своё": стихи, которые пишет Фёдор, точно не от Рашели, она сама об этом говорила/думала. Если только от кого-то из учителей её учителей, но вряд ли. А у Акулины -- простодушие и доброта, которые не меняются, где бы, в какой обстановке она ни была. Даже когда станет профессоршей, наверное, останется такой же.

-15

«Маг в Законе» на «Мире Олди»: https://oldieworld.com/shop/books/mag-v-zakone

«Маг в Законе» на «Author.Today»:

Книга 1: https://author.today/work/30783

Книга 2: https://author.today/work/30848

«Маг в Законе. Книга 1» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/mag-v-zakone-tom-1/

«Маг в Законе. Книга 2» на «ЛитРесе»: https://www.litres.ru/genri-layon-oldi/mag-v-zakone-tom-2/

-16

Обложки разных художников, внутренние черно-белые иллюстрации Юрия Пластова.