Летом 1942 года на юго-западном направлении наступали 92 дивизии вермахта с 1200 танков и 1600 самолётов. 24 июля немецкие войска заняли Ростов-на-Дону. Это были ворота на Северный Кавказ.
Спустя месяц немцы заняли Моздок и 2 сентября начали форсирование Терека. Следующей целью был Малгобек.
Немцам удалось создать два плацдарма на южном берегу Тереке - в районе Моздока и в районе села Кизляр.
7 сентября 1942 года под Малгобек были переброшены 52-я отдельная танковая бригада, где заместителем командира был майор Владимир Филиппов и 863-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк (ИПТАП) под командованием майора Фёдора Долинского.
В тот же день бригада пошла в атаку и потеряла большую часть танков. Заместо командира бригады, поведшего танки в атаку без разведки командиром был назначен Владимир Филиппов.
Зато в последующем обе бригады, объединившись нанесли противнику большие потери в оборонительных боях у села Вознесенское.
После неудачных попыток прорваться у Вознесенской немцы решили нанести удар южнее Малгобека на села Нижний Курп (Кабардино-Балкария) и Сагопши (Республика Ингушетия). Наступать должна была 5-я моторизованная дивизия СС "Викинг" (17 тысяч человек).
27 сентября "Викинг" преодолев танковый ров, залитый горящей нефтью и сопротивление 57-й стрелковой бригады вышел к расположению 52-й бригады с ИСП.
Советским силам в 30 танков противостояли 62 немецких танка с 10 САУ. У советских артиллеристов было 10 76 мм и 12 45-мм орудий.
- Филиппов и Долинский разработали план сражения вместе. Они решили защищаться на узком участке между Терским и Сунженским горными хребтами. Были созданы три линии противотанковых оборонительных пунктов (ПТОПов). Каждый из них состоял из танковой засады, противотанковых пушек на флангах и автоматчиков. Первая линия, состоявшая из трёх таких засад, должна была разбить главный ударный «таран» немцев, рассредоточить их силы и нанести противнику максимальный урон. На этой линии находились «Стюарты» и, скорее всего, обе «тридцатьчетвёрки». На второй линии ПТОПов стояли КВ и 76-мм орудия. Третья линия была нужна по большей части затем, чтобы добивать немецкие силы, которые умудрились бы проскочить первые два рубежа. В общем, советские командиры выстроили настоящий эшелонированный капкан - источник здесь
Огромную помощь оказали местные жители, которые помогли в строительстве укреплений, обеспечении продуктами питания и помощи раненым.
Таким образом, Сагопши оказались полностью защищенными. А значит и угроза прорыва немцев к грозненской нефти была минимизирована.
28 сентября по позициям немецких сил был нанесен короткий артиллерийский огонь (в том числе реактивных миномётов). Это взбодрило обе стороны и немцы начали атаку 50 танками с десантом на них.
Немцам не везло уже с самого начала. Был туман и немецкие танки оторвались от боевых порядков пехоты выскочили на передовые позиции советских войск. И попали под огонь орудий с расстояния в 700-800 метров. Сразу было подбито 6 танков.
«Первое попадание пришлось сразу за моей башней. Мотор загорелся, башню немного приподняло. Спинку моего сиденья разорвало, я лежал, отброшенный вперёд на пушку, и кричал: “Всем из машины!”» - вспоминал командир эсэсовского танкового батальона штурмбаннфюрер (майор) Мюленкамп.
Немецкие атаки продолжились и все больше советских орудий замолкало. Танкистам приходилось всё чаще контратаковать, теряя машины. Немцы прорвались к командному пункту, но Филиппов на своём КВ отбил прорвавшихся.
Учитывая ситуацию Филиппов бросил в бой последний резерв - 7 танков "Валлентайн".
«И тут я увидел, что русские Т-34 нас обошли и вклиниваются между танковым батальоном и полком “Вестланд”. Замечательно кто-то командовал этой русской танковой частью» - вспоминал командир эсэсовского танкового батальона штурмбаннфюрер (майор) Мюленкамп.
После этого немцы стали отходить, понеся большие потери в технике и живой силе.
Немцы могли победить если бы поддержали танковую группу оберштурмфюрера Г.Флюгеля (10 танков с мотопехотой), которая прошла севернее Сагопши. Они нашли метки, оставленные советскими сапёрами в минном поле и уже спускались по склону в Сагопши. Но тут они попали под огонь легких танков М3, оставленных для охраны тыла и были вынуждены перейти к обороне.
Немецкие танкисты смогли избежать атаки советских штурмовиков, сняв опознавательные знаки и взмахами рук, приветствуя лётчиков. Те развернулись и ошибочно "проутюжили" советские позиции. Зато после этого, немецкая авиация ударила по немецким танкам. Немцы боялись поднять голову, так как немецкие штурмовики основательно отрабатывали их.
Только на следующий день не поддержанная основными силами группа Флюгеля смогла прорваться к своим.
На следующий день немцы снова атаковали и даже смогли прорваться на окраину Сагопши. Но все равно были отбиты.
Из воспоминаний танкиста танкового батальона дивизии СС "Викинг" Вернера Ноймана:
"Мы никогда не забудем 28 и утро 29 сентября. В будущем, чтобы всё это вновь предстало перед нашим мысленным взором, было достаточно произнести одно слово - Сагопши".
Бои в районе Малгобека продолжались, и 5 октября 1942 года немцам удалось всё-таки захватить этот город. Но дальше его они продвинуться не смогли.
За бой под Сагопши Владимир Филиппов и Фёдор Долинский были представлены к орденам Ленина. Но не получили их - Филиппову дали звание подполковника, а Долинскому орден Красного Знамени.
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-декабрь 2021 года"
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2021 годы