В широкой степи курганы безымянных доисторических царей Среднего Енисея выглядят, как плывущие куда-то большие корабли. Они словно появились из ниоткуда, так далеко от всех известных цивилизаций древнего мира. Обращенные на восход солнца холодные курганные камни хранят тайны забытых владык Севера. О них сегодняшний рассказ.
Жемчужина долины царей
Сказ о гробницах древних царей Среднего Енисея следует начать с Салбыка: так для краткости Большой Салбыкский курган именуют археологи, любители истории и жители тех мест, где он находится.
Раскопанный в 50-х годах прошлого столетия Салбык по праву считается самым большим мегалитическим сооружением Северной Азии. Недаром туристам его иногда преподносят, как “Сибирский Стоунхендж”, сравнивая с известным всему миру памятником эпохи бронзы. Хотя эти памятники - совершенно разные, из разных исторических эпох и частей Ойкумены. При этом каждый из них по - своему уникален.
Увидеть Салбык и прикоснуться к нему легко. Памятник давно является самой посещаемой туристической достопримечательностью Хакасии. Расположен курган (вернее, оставшаяся после археологических раскопок его каменная крепида) примерно в 70 километрах от столицы республики - города Абакана. Местность, где он находится - широкая Салбыкская степь, часто называют "долиной царей" (название появилось в 90-е годы прошлого века, постепенно став популярным у здешних туристических гидов). Причина в том, что кроме Большого Салбыкского в указанной местности располагаются еще более десятка вождевых гробниц. Но самым большим из них был именно Салбык, сооруженный для семьи, по видимому, самого могущественного древнего царя этой горно-степной безымянной страны. Он как и другие огромные курганы "долины царей" был построен более двух тысяч лет назад представителями тагарской археологической культуры.
Сибирское Средиземье и его обитатели
Для общей полноты исторической картины о Салбыке обязательно следует обратить внимание уважаемой читающей публики, собственно, на самих тагарцев - европеоидные скифоидные племена, населявшие территорию лесостепной Минусинской котловины на протяжении практически всего I тысячелетия до нашей эры. И, конечно, на страну, которой они безраздельно владели до появления кочевой империи хунну.
"Тагарская" (прежде также известная как "Минусинская курганная") культура, получила своё название по острову Тагарский на Среднем Енисее (где расположен город Минусинск, Красноярский край).
Начало тагарской культуры в настоящее время относят к IX-VIII векам до н.э., по аналогии с одновременными культурами ранних кочевников Северного Китая, Монголии и Казахстана. Эти культуры ещё называют- сакскими, или "скифоидными". Древние греки называли владык Причерноморских степей - скифы, а древние персы - саки. При этом, оба наименования - условны, как и современные называния археологических культур. Сами "скифы" и "саки" называли себя по-другому. К примеру, "отцу истории" Геродоту в V веке до н.э. впервые написавшему про скифов и давшего описание их огромной страны (Великой Скифии), было известно родовое самоназвание пришедших откуда-то из "глубин Азии" и овладевших Причерноморскими степями "Царских скифов" - "Сколоты". Безусловно, были собственные родовые названия и у других скифо-сакских племён. Только, к сожалению, о них нам ничего достоверно не известно. Для древних греков, персов и китайцев все эти многочисленные племена были всего лишь "варвары", и описывать их жизнь подробно никто из просвещённых народов не стремился. Поэтому всё, что нам о них теперь известно, добыто, трудами и умозаключениями археологов. Самым главным из этих сведений является то, что общим характерным признаком для всех этих бесписьменных, а потому - безымянных племён воинственных скотоводов, кочевавших в скифскую эпоху по обширному степному коридору от Причерноморья до Средней Азии и Туркестана, были предметы вооружения и узды, а также мотивы звериного стиля в искусстве. В своих родовых землях эти кочевники воздвигли курганные могильники: в Причерноморье, в Средней Азии, Восточном-Казахстане, на Алтае, Туве, Монголии. Самые северные из таких памятников - это элитные курганы скифоидной тагарской культуры Среднего Енисея.
Её расцвет пришелся, как считается, на VI - III века до новой эры. В археологическом поэтапном делении данной культуры указанный период назван "сарагашенским": к нему относится Салбык и большинство похожих элитных тагарских усыпальниц "долины царей" (и других близлежащих степных долин Среднего Енисея).
Советский археолог Киселев, раскопавший Салбык, отнес его к III веку до нашей эры Впрочем, ученые до сих спорят о точной дате его постройки. Есть мнение, что курган создали в V или даже VI веке до н.э. По другой версии, Салбык, и вообще сама традиция строительства похожих на него огромных курганов-склепов на Среднем Енисее появилась не ранее IV- III веков до н.э. И впоследствии была продолжена позднетагарским населением - представителями археологической тесинской культуры.
Поздняя дата бытования тагарской культуры - конец III - начало II века до н.э. После этого заканчивается скифская эпоха и начинается гунно-сарматская. В археологии принято считать население Минусинской котловины этого времени (со II века до н.э. по III - IV века новой эры) - "тесинским" (или "переходным тагаро-таштыкским").
Спустя почти 300 лет изучения тагарской культуры, благодаря накопленным научным данным, можно почти наверняка сказать о том, что большинство ее представителей вели оседлый образ жизни, проживая в родовых поселках, занимаясь отгонным скотоводством, охотой, рыболовством и металлургией бронзы. Элиту тагарцев составляли воины, из среды которых выходили вожди отдельных племен. А в развитом варианте культуры и вожди племенных союзов, являвшихся прообразом древнейших царств. Подобные "варварские" царства здесь образовывались, существовали и угасали вплоть до средневековья. Впрочем, как и в других частях Ойкумены.
Тагарцы не имели письменности. Но оставили многие тысячи наскальных изображений, рисунков и знаков на курганных каменных плитах. Неизвестно, как они себя называли, и то, как именовали их самих, и их страну другие народы.
Хоронили своих «царей» тагарцы с особыми почестями, строя для них величественные курганы, не уступавшие по своей монументальности погребальным сооружениям, возведенным для кочевнической элиты скифов Причерноморья и сакских племен Средней и Центральной Азии.
Жили тагарцы в очень необычном месте, сравнимого с островом, похожим своими ландшафтами на Северную Монголию и Туву (только в миниатюре), окружённого от всего остального мира непроходимыми морем тайги и пиками Саянских гор. Попасть в эту закрытую чудесную страну можно было по сложным горным и таежным тропам, включая главную дорогу - по величественному Енисею, берущему начало в Монголии и Туве, текущему через Саны, разделяющему Минусинский "остров" на две половины. И двигающемуся через него далее, таежными дебрями, в тундру, в ледяное Карское море.
Исследователь Сибири A.B. Адрианов в 1904 году сообщал: «Уже в самой глубокой древности, в доисторические времена этот край служил приманкой для человека, местом обитания многочисленных народов, живших вместе, и сменявших один другого. И весьма вероятно, что во всей нынешней Сибири этот край был первым по времени его заселения человеком, что он был своего рода центром, из которого исходило дальнейшее знакомство со страной и расселение по ней. Этому благоприятствовали климатические условия, богатство и разнообразие флоры и фауны, легко обеспечивающих насущные потребности человека, превосходные пастбища, обилие минеральных богатств, удобство сношений и сообщений, для которых естественные условия некоторых частей края не ставили никаких препятствий".
А вот как описывает родину тагарцев хорошо знавший этот край археолог Н.Ю. Кузьмин:
"Минусинская тектоническая впадина расположена в северо-западной, достаточно изолированной части Саянской ландшафтной области. Она ограничена с юга и юго-востока склоном Западного Саяна, с запада - подножием Абаканского хребта и горами Кузнецкого Алатау, с северо-востока - Восточным Саяном. Отроги Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна разделяют внутри нее отдельные впадины или котловины, вытянутые цепочкой от гор Западного Саяна на северо-запад: Минусинская, Сыдо-Ербинская, Чулымо-Енисейская, Назаровская. Первые три степные котловины близки по климату, составу почв, растительности. Назаровская котловина, отделенная с севера хребтом Арга от Западно-Сибирской равнины, примыкает с северо-запада к Чулымо-Енисейской котловине. Через Назаровскую котловину Минусинские котловины имеют выход на территорию Западно-Сибирской равнины. Лесостепная Назаровская котловина отличается от трех степных котловин рельефом, растительностью, почвами, климатом. И археологические культуры, обитавшие здесь одновременно с тагарской культурой, населявшей три южные котловины, отличны от последней.
Своеобразие географическое местоположение Минусинских котловин непосредственным образом сказалось и на характере происходивших здесь этнокультурных процессов. С одной стороны определенная изолированность, благоприятствующая появлению и развитию ярких, самобытных культур, с другой - достаточная открытость к восприятию культурных и технических достижений разных исторических эпох".
Благодаря своей географии Сибирское Средиземье - Минусинская котловина (или котловины), стало настоящим бурлящим котлом древних народов, выдавшего в этот подлунный мир уникальную культуру скотоводов, строителей, кузнецов, магов и воителей. Генетически связанную с не дававшей покоя многим поколениям ученых загадочной ветвью европеоидной расы Центральной Азии, пребывание которой в Минусинской котловине прослеживается с неолита. Тагарцы вобрали в себя все предшествующие местные культуры от эпох меди и бронзы - ранней (афанасьевской и окуневской), развитой и поздней (андроновской и карасукской). В конечном итоге они явили научному миру не только близость с другими скотоводческими культурами и отточенное до совершенства на протяжении тысячелетий удивительное бронзолитейное производство. Но и поразившие многих устойчивые древнейшие мегалитические традиции (причём, стоящие особняком от далёких и более ранних мегалитических традиций западной части Ойкумены). В этом, кстати, кроется одна из уникальных особенностей тагарской культуры. Однако на этом её тайны, разумеется, не заканчиваются.
Металопластика, оружие и одежда тагарцев схожи с скифской и сакской. Искусству присущ звериный стиль, являвшийся своеобразной визитной карточкой сообщества ранних кочевников. Но этническая принадлежность населения Минусинской котловины в скифский период остаётся невыясненной.
"Существует теория о тождестве их с белокурыми динлинами, с билами и гелочами или бома древних китайских источников. Но этническая природа всех этих племён, даже если бы они действительно были тождественны с минусинским населением интересующего нас времени, тоже неизвестна. Мало что даёт в этом отношении и дорусская топонимика Минусинской котловины, представленная тюркскими, кетскими и иранскими названиями. Если исключить тюркские топонимы, как относящиеся к позднейшему кыргызскому периоду истории, то наиболее многочисленными остаются кетские. Иранские названия рек с корнями «об» и «дон», означающими «вода», представлены не в самой Минусинской котловине, а на соседних территориях Красноярского края и Кемеровской области. Тем не менее именно иранцы являются наиболее вероятными древними поселенцами Минусинской котловины, так как они выступают повсюду, где распространена андроновская культура вместе с производными от неё культурами-тазабагъябской в Средней Азии и срубной в Восточной Европе. Карасукская культура, наслоившаяся в Минусинском крае на андроновскую и связанная с другим антропологическим типом населения, конечно, не может не приниматься в расчёт при суждении по данному вопросу, тем более что в минусинской тагарской культуре она оставила весьма заметные следы, в значительной степени определяющие её своеобразие. Андроновский элемент ассимилировал пришельцев и занял вновь доминирующее положение в физическом облике населения Минусинской котловины, но из этого ещё не следует, что то же самое произошло и с языком". (М.И. Артамонов)
(Продолжение следует)