Найти в Дзене
Просто о гонках

Нюрбургринг - зелёный ад

Трассы Формулы 1 специально оборудованы для проведения самых престижных в мире автогонок. Многие из них стали знаменитыми благодаря оригинальной конструкции и событиям, связанным с ними. Об одной из таких трасс мы и поговорим. Представляем Вашему вниманию легендарную и пугающую трассу - Нюрбургринг! Сразу стоит отметить, что существует две трассы, которые называются "Нюрбургринг". Они расположенные рядом: классическая длинная Nordschleife и короткая GP-Strecke. В настоящее время на трассе проводятся гонки "Формулы-1", FIA WEC, DTM и других кольцевых серий автоспорта. Также на автодроме проводятся соревнования по другим видам спорта и ежегодный рок-фестиваль Rock Am Ring. ИСТОРИЯ Автомобильные гонки в горах Айфель, названные Айфельреннен, начали проводиться ещё в начале 1920-х годов. Проводил их автомобильный клуб ADAC Eifelrennen. Однако, чтобы обеспечивать рабочие места и привлекать туристов, требовалось строительство кольцевой трассы, по примеру "Монцы" и АФУСа (нем. AVUS, сокра
Оглавление

Трассы Формулы 1 специально оборудованы для проведения самых престижных в мире автогонок. Многие из них стали знаменитыми благодаря оригинальной конструкции и событиям, связанным с ними. Об одной из таких трасс мы и поговорим. Представляем Вашему вниманию легендарную и пугающую трассу - Нюрбургринг!

Сразу стоит отметить, что существует две трассы, которые называются "Нюрбургринг". Они расположенные рядом: классическая длинная Nordschleife и короткая GP-Strecke.

В настоящее время на трассе проводятся гонки "Формулы-1", FIA WEC, DTM и других кольцевых серий автоспорта. Также на автодроме проводятся соревнования по другим видам спорта и ежегодный рок-фестиваль Rock Am Ring.

ИСТОРИЯ

Автомобильные гонки в горах Айфель, названные Айфельреннен, начали проводиться ещё в начале 1920-х годов. Проводил их автомобильный клуб ADAC Eifelrennen. Однако, чтобы обеспечивать рабочие места и привлекать туристов, требовалось строительство кольцевой трассы, по примеру "Монцы" и АФУСа (нем. AVUS, сокращение от Automobil-Verkehrs und Ubungs-Strasse – "дорога для автомобильного движения и упражнений").

Место для новой трассы выбрали недалеко от поселка Нюрбург и старинного средневекового замка в горах Эйфель, что находятся в федеральной земле Рейнальд-Пфальц. Территориально она расположена в 100 км к северо-западу от Майнца и в 70 км к югу от Кельна.

Строительство, в последствии ставшей легендарной, трассы началось в сентябре 1925 года.

В отличие от вышеупомянутых автодромов, трасса изобиловала большим количеством сложных и опасных поворотов. Плюс ко всему уникальным было и географическое расположение со значительными перепадами высот и характерным ландшафтом, которое делало эту трассу оригинальной. 

Закончили стройку в 1927 году, и уже 18 мая этого года провели очередные соревнования ADAC Eifelrennen. Также в этом году здесь прошел второй этап Гран-при Германии (первый был на трассе АФУС).

Кроме того, трасса была открыта по вечерам и в уик-энды, как односторонняя платная дорога. Желающих прокатиться на новой необычной трассе было огромное количество. Прочувствовать на себе все 174 поворота (89 левых и 85 правых), 300-метровый перепад высот (низшая точка трассы располагается на отметке 332 метров над уровнем моря, наивысшая – 629 метров) или оторваться от земли всеми колесами на одном из множества "трамплинов" – это был своего рода аттракцион для гражданских.

Конфигурация

Изначально эта гоночная трасса состояла из четырех колец. Так называемая Gesamtstrecke или "Объединенная петля" была длиною 28 275 метров. В ее состав входила Nordschleife ("Северная петля"), длиною 22 810 метров, а также Sudschleife ("Южная петля"), длиною 7747 метров. Кроме того, вокруг пит-лейна (часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке) существовал разминочный круг Betonschleife, длиною 2281 метров. Однако в международных гонках кольцо в полном объеме применялось лишь до 1939 года, после чего для Гран-при Германии использовали лишь "Северную петлю", а мотогонщики и гонки серий "попроще" обосновались на значительно безопасной "Южной петле".

-2

1925—1939

В довоенных гонках на этой длинной и сложной трассе демонстрировали свой талант такие известные пилоты того времени, как Рудольф Караччола, Тацио Нуволари и Бернд Роземайер.

1947—1970

После окончания Второй мировой войны, Нюрбургринг вновь стал местом проведения Гран-при Германии, однако теперь входящего в недавно созданный чемпионат мира "Формулы-1".

Неофициальный титул Ringmeister (Мастер Кольца) теперь получили такие выдающиеся пилоты, как Альберто Аскари, Хуан-Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Джим Кларк, Джеки Стюарт.

Первую победу в рамках Гран-при здесь одержал Альберто Аскари. Отметим, что на двадцать кругов дистанции у него ушло почти три с половиной часа, но лучший круг в 1951-м остался за Хуаном-Мануэлем Фанхио — 9:55.8. В1952-м итальянец отыграется и на Ferrari 500 у него были и поул, и победа, и лучший круг.

5 августа 1961 года на тренировке Гран-при Германии 1961 года Фил Хилл стал первым человеком, который смог пройти Nordschleife менее чем за 9 минут (8:55.2, средняя скорость 153,4 км/ч) на Ferrari 156.

С 1953 года начала проводиться гонка "1000 километров Нюрбургринга", с 1970 — "24 часа Нюрбургринга".

К концу 60-х годов трек, изобилующий сложными поворотами, стал достаточно небезопасным и не отвечал требованиям безопасности. Особенно для постоянно совершенствующихся скоростных машин «Формулы-1». Поэтому в 1967 году, перед прямой старт/финиш, была добавлена шикана (последовательность поворотов, обычно в форме буквы S, для преднамеренного замедления автомобилей), названная Hohenrain. Это сделало трек на 25 метров длиннее и позволяло замедлить автомобили перед выходом на пит-лейн.

В 1970 году, после гибели Пирса Кариджа на трассе "Зандворт", пилоты "Формулы-1" решили бойкотировать Кольцо, если не будут сделаны изменения для безопасности. Естественно, модернизацию физически невозможно было провести в короткие сроки. В результате Гран-при Германии был перемещён на трассу "Хокенхаймринг".

1971—1983

После проведения работ по повышению безопасности гонщиков (прежде всего, по установке барьеров безопасности и выравниванию трассы), а также выровняв "трамплины" на длинной прямой, Гран-при Германии вернулся на трассу с 1971 по 1976 годы.

Однако огромная для гоночной трассы длина (свыше 22 километров) не позволяла отвечать как постоянно увеличивающимся требованиям безопасности. К тому же для растущего "телевизионного рынка" этот автодром являлся неудобным, так как освещать спортивные события из-за его внушительной длины было очень трудно.

Точкой не возврата стала авария Ники Лауды. Австриец, будучи единственным пилотом Формулы-1, которому удалось проехать полную Nordschleife менее чем за 7 минут (6:58,6, 1975 год), предложил пилотам бойкотировать проведение Гран-при на Нюрбургринге в 1976 году. Однако остальные пилоты холодно встретили его призывы, и этап, не смотря на то, что трасса была в добавок ко всему мокрая, состоялся.

По роковому совпадению именно Ferrari 312 T Лауды, из-за проблем с задней подвеской, потерпела аварию на 2-м круге гонки. Машина загорелась и Лауду спасали другие пилоты (Артуро Мерцарио, Гай Эдвардс, Брет Ланджер и Харальд Эртль), а не маршалы гонки, которые были редко расставленные вдоль трассы.

Кроме того, авария показала, что на таких расстояниях пожарные и санитарные машины прибывают уж слишком медленно. Это был конец старого Нюрбургринга для Формулы-1, и с 1977 года Гран-при Германии переехал на "Хокенхаймринг".

Последний этап на "Северной петле" был проведен в 1980 году. А годом позже началось строительство новой 4,5-километровой трассы вокруг пит-лейна, а длину Nordschleife тем временем сократили до 20 832 метров.

1984—2007

В 1984 году миру явили новый Нюрбургринг, полностью соответствующий требованиям безопасности и подходящий для проведения гонок F1, назвав его Grand Prix Strrecke (расположен к югу от "Северной петли").

Характер трассы лишь отдаленно напоминал своего старшего родственника, поэтому многие фанаты и любители гонок отказались именовать ее историческим именем, предлагая ему на замену Eifelring, Ersatzring или Green Party Ring.

Конфигурация нового Нюрбургринга
Конфигурация нового Нюрбургринга

Торжественным открытием трассы 12 мая 1984 года. В день открытия была проведена гонка на одинаковых Mercedes 190E 2.3-16. Соревнование собрало легендарных пилотов нескольких поколений. В нем участвовали такие звезды, как Джек Брэбэм, Фил Хилл, Денис Хьюм, Джеймс Хант, Жак Лаффит, Ники Лауда, Кеке Росберг, Джоди Шектер, Манфред Шурти, Айртон Сенна и Джон Уотсон. Победу одержал Айртон Сена.

В 1984 году на новой трассе был проведён Гран-при Европы, в 1985 Гран-при Германии. Затем Формула-1 опять покинула автодром, и на нём проводились гонки на выносливость, DTM, MotoGP, гонки грузовиков, и даже рок-концерты.

После успехов Михаэля Шумахера в календарь был включён ещё один немецкий этап, и он стал проводиться на Нюрбургринге как Гран-при Европы или Гран-при Люксембурга.

В последние годы из-за повышения конкуренции за проведение Гран-при Формулы-1 было принято решение, что Гран-при в Германии будет проводиться поочерёдно на "Нюрбургринге" и "Хокенхаймринг"е. Причём этап 2007 года из-за спора о коммерческих правах между владельцами этих трасс проводился на "Нюрбургринге" как Гран-при Европы (а Гран-при Германии был исключён из календаря).

2007 - 2015

После проведения Гран-при "Формулы-1" в 2013 году владельцами автодрома было принято решение о прекращении участия трассы в качестве этапа Больших призов в 2015 году.

В настоящее время трасса пользуется всё большей популярностью среди автоспортсменов-любителей. Пилоты со всей Европы приезжают в туристические дни, для того чтобы прокатиться на собственном или арендованном автомобиле по знаменитой трассе.

"Зелёный ад"

"Эта трасса – кошмар, настоящий ад. Ты вроде бы контролируешь себя и свой автомобиль. Но ты не контролируешь ничего. Ты на волосок от смерти. Формула 1 – опасный вид спорта. Но Нюрбургринг делает из тебя практически самоубийцу. К тому же всех пилотов гонит адреналин. Трасса в Германии – чистое самоубийство" - Крис Эймон, пилот команды "Форд".

В Нюрбургринге страдали не только представители серии. За многие годы натерпелись и любители, и представители мотоспорта. По разным данным, за почти 100-летнюю историю на трассе в Нюрбургринге погибли от 68 до 73 человек. В среднем в каждой гонке было по 3-4 аварии.

Сейчас на ней соревнуются любители, там устраивают квалификации. Действие страховок для обычных водителей на этой трассе не распространяется. Хотя в определенных точках можно арендовать специально застрахованные авто.

Однако "смертельная трасса" существенно повлияла на автоспорт. Будучи примером трассы для "самоубийц", она задала тон развития безопасности и требования к современным трассам во многом базируются на опыте проведения немецкого Гран-при.